эльфы, продолжение
Оберон
Перефразируя классиков марксизма-ленинизма: красной линией пролегла связь между
Обероном и эльфами, и в этой связи, товарищи, рассмотрим историю этого персонажа.
Во Франции в конце XII века неизвестным автором создается рыцарский роман "Гюон Бордосский", также именуемый как "Гюон из Бордо" и даже "Гюон Овернский". Роман обрастает вставками и дополнениями, что вполне закономерно для устной традиции, и к XIII веку приобретает более-менее законченную форму. В "Гюоне Бордосском" впервые как литературный персонаж представлен один из самых известных эльфов, какие когда-либо существовали. Это король эльфов Оберон — могущественный чародей, наделенный прекрасным лицом и уродливым скрюченным телом. За основу литературного Оберона взят, видимо, мифологический персонаж король альвов Альберих, происхождение которого некоторые источники относят к X веку. В романе король эльфов Оберон представлен как сын феи Морганы и Юлия Цезаря.
Фея Моргана — персонаж цикла сюжетов о короле Артуре. Впервые упоминается в произведении Гальфрида Монмутского "Жизнь Мерлина", которое датируется XII веком.
Как уже отмечалось выше, устная традиция Бретани называет морганами чудесных морских дев, да и сама Моргана у Гальфрида именуется Morgen — "рожденная морем", что определенно указывает на ее морское происхождение. Юлий Цезарь упоминается, скорее, не как конкретное историческое лицо, а как синоним лица, наделенного невероятной, удивительной властью. Сын их унаследовал главные достоинства родителей, став правителем эльфов и великим чародеем. Настолько великим, что даже попал в средневековую демонологию и призывался наряду с другими духами.
Английские маги именовали его Оберионом или Обериконом. Первый перевод "Гюона Бордосского" на английский язык датируется 1534 годом, хотя сам образ перекочевал в Британию, по всей видимости, уже в XV веке, когда он впервые упоминается в заклинаниях.
читать дальше
Ориентировочно в 1596 году (год указан согласно БСЭ; также существуют другие версии, но все они сходятся в диапазоне 1594–1598 гг.) состоялось второе пришествие литературного Оберона. Уильям Шекспир написал комедию "Сон в летнюю ночь". В ней Оберон представлен как грациозный дух, размером и магическим могуществом сильно уступающий себе предыдущему. Ростом шекспировский эльф невелик, и выглядит как красивый ребенок с острыми ушками.
Согласно "Сну в летнюю ночь" все эльфы малы ростом. Сброшенная змеиная шкура сойдет им за покрывало для ложа, крыло летучей мыши — за плащ, а на шмеля приходится выходить с оружием в руках. Тем не менее, всех персонажей в пьесе играют живые люди, и они соответствующего роста. Зрителям проходилось напрячь воображение (у кого оно есть, конечно), чтобы разглядеть за игрой актеров задуманную автором феерию. Впрочем, для англичанина XVI–XVII века сказочные эльфы — все еще знакомый с детства образ. Сказки о проделках Пака — еще одного персонажа шекспировской комедии — пересказывались в Англии из поколения в поколение.
Пак изначально английский эльф (по другой версии — хобгоблин); низший природный дух, близкий к домовому. Постепенно в народной сказочной традиции возник на его основе собирательный образ веселого и озорного персонажа, также названного Пак (иногда переводится как Пэк или Пук).
Что касается королевы эльфов Титании, то у нее не было легендарного прототипа. В устной английской сказочной традиции с XV века властвовала королева эльфов Маб, но в пьесу она не вписалась. С "владычицей грез и сновидений" такой трюк, который Оберон провернул с Титанией, вряд ли бы прошел. Поэтому, взяв за основу некий образ у любимого им Овидия, Шекспир создал новый персонаж, которому предстоит долгий путь в бессмертие рука об руку с королем эльфов Обероном.
Дальнейшая миниатюризация Оберона продолжилась в "Нимфидии" Дрейтона:
"Стены дворца Оберона сделаны из ножек пауков,
И окна из кошачих глаз.
А что до крыши, то вместо балок
Она покрыта крыльями нетопырей"
Дальше уменьшаться было просто не солидно для короля эльфов, и нестабильная авторская фантазия снова погнала Оберона в рост.
В фантастической поэме Кристофа Мартина Виланда "Оберон" (1780 год) король эльфов предстает в виде духа, способного менять облик. Если вначале он имеет традиционный образ милого ребенка, то в XII главе уже предстает перед героями как юноша "во цвете лучших дней". Прекрасная королева Титания снова с ним, в венке из роз и плаще из лунного света. В той же XII главе упоминаются следующие любопытные детали: прекрасная дева-эльф без видимых усилий держит на руках человеческого ребенка, эльфийки бросают розы под ноги идущим героям. Здесь эльфы выведены уже как существа одной ростовой категории с людьми. Конечно, для эльфов не составляет проблемы уменьшить оказавшихся в их стране людей до своего роста, как это произошло, в частности со Скелмерсдейлом в рассказе Герберта Уэллса "Мистер Скелмерсдейл в стране фей", но Скелмерсдейл, проснувшись, сразу осознал, что превратился в крошечного человечка, тогда как герои "Оберона" ничего подобного не испытывают.
В русский язык Оберон со своими подданными-эльфами пожаловал в 1787 году, когда одноименная поэма была переведена с немецкого языка на русский. Первый перевод был прозаический. Позднее в стихах переводились отдельные части, но полного стихотворного перевода "Оберона" на русский язык, насколько мне известно, еще нет.
В том же 1787 году Оберон и Титания получили постоянную прописку в столь любимом ими ночном небе. Английский астроном Вильям Гершель открыл два спутника Урана и назвал один из них Обероном, а второй — Титанией.
В 1796 году на сцене Веймарского театра была поставлена под непосредственным руководством Гете оперетта композитора Враницкого "Оберон, царь эльфов". В знаменитом "Фаусте" Гете (сцена "Сон в вальпургиеву ночь") Оберон и Титания отпраздновали золотую свадьбу. Эта сцена была создана в 1796–1797 годах, так что свадьба получилась четырежды золотая, но у бессмертных эльфов свое представление о времени. Присутствует на торжестве и Пак, как же без него? В "Фаусте" эльфы представлены как маленькие прекрасные духи. Им доступно волшебство, и они, хоть и все вместе, стирают из памяти Фауста воспоминания о произошедшей трагедии: Мефистофель "ратный подвиг совершил, дом спалил". В конце сцены "Сон в вальпургиеву ночь" дух воздуха Ариэль призывает: "Все, кто с крыльями, за мной!" и "эльфы-крошки" улетают.
Первое пришествие эльфов на экран также состоялось при участии Оберона. В 1959 году чехословацкий мультипликатор Йиржи Трнка экранизировал "Сон в летнюю ночь".
До этого момента на экран прорывались лишь отдельные представители пестрого эльфийского племени (вроде феи Динь из мультфильма "Питер Пен", созданного Уолтом Диснеем в 1953 году), да и степень их эльфизма была под вопросом. С 1959 года можно смело говорить об экранизации эльфийского народа.
В 1969 году Оберон вернулся в литературу как персонаж фантастического романа Кристофера Сташеффа "Чародей поневоле", в образе короля эльфов (а как же иначе?)
Брома О'Берина — местная производная Оберона. Эльфы на планете Малой Плантагенет ростом от 12 до 18 дюймов (на наши деньги от 30 до 45 см) и внешне соответствуют шекспировским эльфам. Их король Бром О'Берин — сильный, широкоплечий и коренастый, в целом больше напоминает классического гнома, тем более, что физической силой его автор отнюдь не обделил. Красотой он, как и первый Оберон, не блещет.
В романе Сташефф дает довольно оригинальную трактовку появления эльфов. На планете произрастает растение, именуемое ведьмин мох. Под влиянием телепатического воздействия этот ведьмин мох способен принимать любые формы, и люди, обладающие соответствующим даром, вспоминая древние сказки, породили племя эльфов.
В 1978 году напомнил о себе и космический Оберон. Действие научно-фантастического романа Сергея Павлова "Лунная радуга" разворачивается в недалеком будущем.
Человечество осваивает солнечную систему. К Урану одна за другой отправляются исследовательские экспедиции. Одна из них высадилась на спутнике Урана — Обероне.
Космопроходцам, потревожившим покой космического Оберона, поначалу пришлось несладко. Часть экипажа космического корабля "Лунная радуга" погибла. Сумевшие унести ноги получили в дар новые, загадочные способности, поставившие в тупик земную службу безопасности и доставившие владельцам массу неприятностей. Но, как и положено, в финале дар короля эльфов обернулся во благо: носители новых способностей не старели, а срок их жизни увеличился лет до пятисот минимум. Мало того, последний (последний ли?) дар Оберона подарил людям звезды.
История короля эльфов Оберона — это история эльфийского народа, отраженная на своего повелителя. Вместе со своим народом Оберон прошел все значимые этапы развития образа: мифологизацию, демонизацию, вхождение в литературу, миниатюризацию и обратный рост, путешествие к звездам. Любопытно, кстати, что в современной литературе Оберон больше тяготеет к научной фантастике, хотя, с другой стороны, современная фэнтези вряд ли может чем-то поразить чародея с тысячелетним стажем. На этом завершим экскурс по славной жизни величайшего из эльфийских королей, и перейдем к эльфам современным.
Высокие эльфы
В 1937 году в Лондоне выходит книга Джона Р.Р. Толкиена "Хоббит, или туда и обратно". Последовавший вслед за ней в 1954 году "Властелин колец" и его ошеломительный успех задали новый стандарт эльфов.
В своей работе "О волшебной сказке" Толкиен основательно прошелся по эльфам-крошкам, но не поленился описать свой идеал, как в самой статье, так и в книгах. Эльфы Толкиена выглядят как высокие и прекрасные люди с остроконечными ушами. Они — отличные стрелки и следопыты, искусны в магии, добры и благородны.
Происхождение эльфов Толкиен описывает весьма поэтично. Великий единый бог Илуватар создал айнуров — Священных — "что были плодом его дум". Не успокоившись на достигнутом, великий мыслитель задал как-то айнурам музыкальную тему и сказал:
"Я желаю, чтобы из этой темы, что я задал вам, вы все вместе создали великую музыку". Священные немедленно приступили к творчеству, но из-за происков айнура по имени Мелькор, пытавшегося вплести в музыку свои идеи, не преуспели. Тогда Илуватар сам создал музыку по задуманной им теме, и из этой музыки сотворил
Эльфов ("перворожденных") и Людей ("пришедших следом").
После сотворения Илуватаром пути людей и эльфов разошлись, да и сами эльфы не остались единым народом. Лесные эльфы жили в густых лесах, были не столь мудры, как высшие эльфы, и отличались недоверчивостью и коварством. Впрочем, как тут же уточняет Толкиен в "Хоббите", это не мешало им оставаться Добрым Народом.
Солнечные, морские и подземные эльфы жили и воспитывались годами в Волшебной стране, становясь все прекраснее, мудрее и ученее. Очевидно, для магических существ постижение тайн магии влияет на красоту. Формально эльфы вроде как бессмертны, но понятие возраста для них все-таки существует. Не ограничившись актом творения, Толкиен придумал для своих эльфов особый язык, письменность, культуру, историю, создав в итоге объемный, целостный образ, прочно занявший позиции в литературе.
Здесь же следует особо сказать об острых эльфийских ушках. Ни в "Хоббите", ни во "Властелине колец", ни даже в "Сильмариллионе" Толкиен не акцентируется на ушах эльфов. Прямо остроухость означена в третьей части "Энтимологии" "Утраченный путь": "уши Квенди были больше заострены и похожи на древесный лист".
После успеха "Властелина колец" точка зрения Толкиена на эльфов возобладала как общепринятая. В произведениях фэнтези второй половины XX века эльфы, как правило, соответствуют установленному им облику. Это красивые человекообразные существа с острыми ушами. В рост пошли даже сказочные эльфы. Так, ирландские лепреконы в романе Джоди Линн Най "Прикладная мифология" уже ростом с двенадцатилетнего подростка, а ушки у них длиной 5 дюймов. На таком ушке вполне уместился бы классический лепрекон.
Некоторые авторы довольствовались небольшими, обусловленными требованиями сюжета, модификациями. Например, в "Саге о копье" эльфы обладают особым зрением, позволяющим им видеть ауру живых существ. Очень полезно в темноте. Далее мы рассмотрим некоторые более-менее серьезные отступления от заявленного стандарта.
Фаэерские эльфы. Толкиен видел в эльфах благородных лесных рыцарей. Эльфы Пола Андерсона образца того же 1954 года, описанные в романе "Сломанный меч" — нечто среднее между средневековыми феодалами и викингами. Внешне они не отличаются от эльфов Толкиена — высокие и прекрасные. Кожа у них белоснежная, волосы длинные и тонкие, как паутинки.
У эльфов Андерсена феодальная система отношений, но вместе с тем они держат рабов — гномов, гоблинов и прочие сказочные народы. Особенно ценны для них гномы, так как эльфы не могут касаться холодного железа. Эльфы Андерсона бессмертны и бездушны, достаточно воинственны, чтобы отправиться в грабительский рейд к чужим берегам, и достаточно коварны, чтобы гномы не верили им на слово. В одном эпизоде "Сломанного меча" гномы требуют гарантий и получают заложников из числа эльфийских воинов. До людей эльфам, как правило, дела нет. Исключение составляют те случаи, когда эльфы похищают у них некрещеных детей и выращивают их как своих.
Люди могут использовать холодное железо и не боятся солнечного света.
Роман "Сломанный меч" интересен еще одним значимым аспектом. Он проводит четкую границу между эльфами и Малым народцем. Согласно новой версии эльфизма, Малый народец более не является эльфами. В "Сломанном мече" Малый народец живет бок о бок с настоящими эльфами, занимается своими делами и водит дружбу с эльфийскими детьми. Со взрослыми эльфами Малый народец держится на расстоянии.
Эльфы Андерсона, перестав стариться, также стали намного реже рожать детей. Этот момент указывает, по-видимому, на то, что изначально эльфы были смертны, но потом нашли способ (или способ нашел их) изменить ситуацию. Впрочем, в конце "Сломанного меча" эльф Имрик предвидит будущее, и чувствует, что бессмертные не будут жить вечно.
Тем не менее, до заявленной трагедии еще далеко, если она вообще состоится. В
1971 году выходит роман Пола Андерсона "Три сердца и три льва", в котором эльфы перебрались в параллельный мир, где живут в собственном королевстве — Фаэре.
Внешне они мало изменились, только глаза у них без зрачков и отливают сплошной голубизной. Солнечный свет по-прежнему для них вреден, поэтому в Фаэре нет настоящих "рассветов и закатов, светлого дня и темной ночи". Местные маги создают иллюзию всего этого под покровом вечного сумрака. Изобретательные эльфы Фаэра догадались поставить этот аспект себе на службу. Так, кинжал герцога Альфрика имеет лезвие из магния, которое вполне можно поджечь и задать солнечного жару недругам. Чашеобразная гарда защитит от света кисть, а плащ — лицо.
Помимо солнечного света, эльфы Фаэра не выносят прикосновения железа и вида креста. Последнее напрямую связано с их магической природой, так как на святой земле магия Фаэра слабеет. Также местная молва гласит, что фаэрцы не выносят серебра, что, впрочем, не мешает им носить доспехи из серебристого металла.
Отношение фаэрских эльфов к людям в целом нейтрально-враждебное, хотя есть и те, что желают людям добра. Малый народец тоже здесь, хотя определенно на птичьих правах. Гоблины по-прежнему прозябают в рабстве, но гномы уже не попадаются.
Освоив местные металлы и усилив свои позиции магией, фаэрские эльфы перестали в них особо нуждаться.
Зеленые эльфы. Эльфы Зеленой магии. Духи, населяющие зеленый круг магии в рассказе Джека Вэнса "Зеленая магия".
В земном воплощении вызванный героем рассказа дух принял облик человека с глазами цвета бутылочного стекла и копной молодых эвкалиптовых листьев на голове.
Поскольку это лишь воплощение, Зеленые эльфы могут варьировать свой образ по ситуации. В частности, принимать облик обычного человека, не отличающегося традиционной ныне эльфийской остроухостью. Как сказал Зеленый эльф Йадиан: "Понятие облика включает в себя субъективную интерпретацию, которая меняется время от времени". Конечно, есть и кое-что постоянное: большой палец левой руки у всех существ зеленой магии (не только у эльфов) отливает зеленым цветом.
На родном круге Зеленые эльфы — элементы стихии зеленого царства. Как следствие, внутренние переживания отражаются в окружающем мире и в облике самого эльфа. В процессе размышления по лицу Зеленого эльфа пробегают волны перламутрового мерцания, отражая оттенки мыслей. В ходе беседы от его пальцев плывут клубы зеленого дыма, с ладоней срываются брызги изумрудного пламени, за плечами крутятся вихри ярко-зеленой пыли. Глубокая задумчивость сдвигает облака над головой.
На родном круге Зеленые эльфы общаются посредством мыслей — Осмыслений. Для общения с более примитивными типами используется условный язык, состоящий из символов-флейков: каждое — порхающее пятнышко нежнейшего радужного цвета. Каждый флейк — один оттенок подспудного значения смысловой единицы, выраженный в цвете.
Многие из этих цветов не доступны человеческому зрению. Общее количество флейков около миллиона.
Стоит отметить и процесс питания на Зеленом круге. Потребление пищи там не замечено. Вместо этого, насытиться можно: окутавшись горячим газом розовых яиц, прогулявшись под дождем из металлических кристаллов (теперь понятно, почему Зеленые эльфы такие мудрые: вон, Ньютону, одного яблока на целый Закон всемирного тяготения хватило, а тут целый дождь, да еще из металлических кристаллов!) или просто созерцая определенные символы.
Темные эльфы Дроу. Темные, как на лицо, так и в душе, эльфы, описанные в трилогии Роберта Сальваторе "Темный эльф". Дроу — чернокожие эльфы. Ростом они шесть-семь футов, внешностью, кроме цвета кожи, соответствуют светлым собратьям толкиеновского образца. Дроу живут глубоко под землей, в вечном мраке Подземелий, потому у них развито инфравидение — способность видеть в инфракрасном спектре.
Помимо этого, все дроу обладают врожденными магическими способностями.
Дроу не бессмертны — они живут порядка 700 лет, но в жестоком подземном обществе мало кто умирает своей смертью: "Положение в обществе. Во всем мире дроу нет понятия важнее… Восхождение к власти в обществе дроу — просто убийство вышестоящих. Королева Пауков — божество хаоса, и она, и ее высшие жрицы — истинные правительницы мира дроу — с одобрением смотрят на честолюбивых личностей с ядовитыми кинжалами". Постоянная бойня вкупе с низкой рождаемостью ограничила распространение темных эльфов, но она же выковала из дроу лучших солдат Подземелья, и все прочие расы уступают им дорогу.
Помимо дроу, мир Подземелий населяют дуэргары. "Northumberland Words" весьма туманно описывает дуэргаров как "худший и наизловреднейший род эльфов".
Зловредность, разумеется, синонимична нелюбви к людям. В "Народных сказках Северных графств" Ф.Грайса, дуэргар описан как карлик, ростом едва ли по колено встретившему его путнику, но при этом плечистый и сильный. Так, он одним ударом ломает об колено большое бревно. В целом, сказочная традиция рисует образ темного гнома, в качестве какового дуэргары и выступают в "Темном эльфе".
Отнесение же дуэргаров к эльфам в "Northumberland Words" характерно для того периода, когда в эльфов без разбору записывали весь Малый народец.
Домовые эльфы. В 1998 году в литературу стараниями Дж. Роулинг вернулись домовые эльфы, и прочно обосновались в сериале о Гарри Поттере. Это не сказочные брауни, но общие черты у них есть.
В романе "Гарри Поттер и тайная комната" дается описание первого из встреченных Гарри домовых эльфов по имени Добби. Собственно, добби — разновидность брауни в Йоркшире, более склонный к проказам. По описанию Роулинг, это маленький человечек с уродливым лицом, с тонким носом и огромными зелеными глазами, ушами напоминавший летучую мышь. Как и положено домовому эльфу, он служит не дому, а конкретной семье и занимается домашним хозяйством.
В романе домовой эльф куда более послушен, чем брауни. Он терпит наказания от семьи, которой служит, тогда как брауни давно бы переквалифицировался в боггарта и устроил всем вокруг веселую жизнь. Добби больше заботится о том, чтобы не заскучал Гарри Поттер. Как и положено эльфу, он обладает волшебной силой, и весьма активно применяет ее к месту и не к месту. Аналогично с брауни, получение домовым эльфом одежды от хозяина завершает их отношения. В романе "Гарри Поттер и тайная комната" хозяин дает Добби дневник с вложенным в него носком Гарри Поттера, и это приводит к разрыву их отношений.
Аниме-эльфы
После Второй мировой войны в Японию вслед за американской армией последовала и американская культура с одновременным экспортом японской культуры в США. На волне диалога двух культур в Японию прибыли эльфы.
В 1978 г. студия Топкрафт приняла участие в западном проекте по экранизации толкиеновского "Хоббита", но в японском кино эльфы как-то не прижились. Японцы были слишком далеки от многовековых эльфийских традиций Европы. С другой стороны, японская мифология сама изобиловала волшебными существами, так что в полной мере чужаками эльфы себя не чувствовали. Оставалось только найти благодатную почву, и она нашлась в мультипликации и манге. В 60-70-х гг. в Японии большим успехом пользовались американские анимационные телевизионные сериалы, и японские мультипликаторы решили не оставаться в стороне.
Традиции мультипликации требуют некоторой гипертрофированности характерных черт персонажей — это, как я понимаю, связано с краткостью мультипликационной истории и необходимостью быстро дать понять зрителю, кто есть кто. Основной характерной чертой эльфов были уши, каковые и подросли, подчас весьма заметно. У некоторых эльфов ушки не уступают ширине плеч.
Образ аниме-эльфа формировался под влиянием двух противоположных сил. С одной стороны, не будучи связанным многовековыми традициями, облик эльфа легко подвергался корректировке в зависимости от фантазии художника. С другой стороны, японцы по натуре традиционалисты, и, едва образ устоялся, он начал быстро закостеневать. Аниме-эльфы, как и положено обитателям Фаэрии, волшебные существа.
Они красивы, аристократичны и в основной массе привержены идеалам добра. Средний рост — на уровне подростка. Самые, пожалуй, большие аниме-эльфы встречаются в "Эльфийской песне". Наиболее близок к европейской традиции, точнее, к ставшему культовым сериалу "Сага о копье", сериал "Лодосс" ("Record of Lodoss War").
Игровые эльфы
В XX веке людям окончательно наскучило наблюдать за приключениями эльфов со стороны. Захотелось помочь, направить, а то и примерить на себя шкуру остроухого приключенца. Эльфы расселились во вселенных DnD (Dungeon and Dragon), проникли в настольные и компьютерные игры. Перечислить их всех не представляется возможным, поэтому ограничимся краткой обзорной экскурсией.
В мире The Elder Scroll эльфы и люди произошли от общих предков — эльнофей. На каком-то этапе развития он разделился на альдмеров(эльфов) и людей. Альдмеры не остались единым народом, а дальше распались на несколько эльфийских рас, различающихся в основном цветом кожи и укладом жизни. Эльфы The Elder Scroll наиболее близки к современной традиции — они человекообразны, но имеют остроконечные уши и больших срок жизни (около 300 лет), который обеспечивается за счет магических умений.
Другая вселенная DnD, серия "Забытые королевства" в достаточной мере прославлена бойким пером Роберта Сальваторе, автора "Темного эльфа". О темных эльфах дроу уже сказано выше, поэтому здесь ограничимся упоминанием других, очень редких рас: авариэли и аватирри. Это крылатые эльфы. Мифическая, по мнению многих, раса летающих эльфов, обитающая на Фэйруне. Очень редки, и о них мало что известно, кроме того, что выглядят они, как традиционные ныне эльфы Толкиена, но с тонкими птичьими(авариэли) или насекомообразными(аватирри) крыльями. Авариэли считаются светлыми эльфами, аватирри — темными.
Эльдары — звездные эльфы. Впервые эльдары упоминаются еще у Дж. Р.Р.Толкиена в "Сильмариллионе".
Это три племени эльфов, выступивших в поход от Куйвиэнэн к Аману. Считалось, что они увидели свет звезд, бывший раньше света солнца и луны, за что и получили название эльдары — "звездный народ". В полной мере "звездным народом" эльдары стали при переносе игры Warhammer из жанра фэнтези в космическую оперу Warhammer40K, когда классические толкиеновские эльфы уступили место суровым и очень подвижным космическим эльдарам. Прямой связи между двумя народами не обнаружено, но очевидное сходство позволяет считать их в какой-то мере родственными народами.
Внешне звездные эльфы не отличаются от своих земных собратьев, описанных Дж. Р.Р.Толкиеном.
Темные эльфы фэнтезийного Warhammer-а, именуемые 'дручии', также отправились к звездам, став темными эльдарами.
В плане эволюции интересен мир Warcraft-а. В игре Warcraft-2 уши у эльфов соответствуют классическому образцу, заданному Толкиеном: "похожи на древесный лист". Конфликт, на радость игрокам, не исчерпался с разгромом Орды орков, и в третьем Warcraft эльфы уже щеголяют куда более длинными ушками. Они растут не строго в стороны, а назад, постепенно отклоняясь от головы. Зато длиной ничуть не уступят анимешным. Вероятно, во время войн и смут ушки эльфов отрастают, и по их длине можно опознать эльфа-ветерана.
Другим интересным аспектом эльфов Warcraft-а является редкая близость к природе Ночных эльфов. Они не просто живут в лесу. Лес стал частью их общества: дома-деревья движутся вместе с войском и также сражаются с врагом, а магические светлячки научились добывать из деревьев древесину, не повреждая само дерево.
Как правило, персонажами игр становятся эльфы установленного Толкиеном образца с некоторыми незначительными вариациями, обусловленными сюжетом, условиями или балансом игр. Маленькие эльфы — феи, лепреконы и т. п — если и присутствуют, то в качестве не основной расы, и выполняют роль помощников или отдельных боевых единиц в армиях высоких эльфов.
Родственники и родственнички
За свою долгую историю эльфы успели обрасти родственными связями с другими сказочными (и не очень) народами.
Ранее упоминались темные альвы, которые обитали под землей и являлись искусными кузнецами и рудознатцами. Там же, под землей, обитали карлики германо-скандинавской мифологии — цверги, наделенные практически аналогичными характеристиками. В народных поверьях два образа постепенно смешиваются в один, и к XIII веку цверги уже выступают как самоназвание темных эльфов. Синтез двух образов породил некоторую путаницу с происхождением. Согласно "Младшей Эдде" цверги первоначально были червями в теле великана Имира, из которого и был создан мир.
В "Старшей Эдде" ("Прорицание вельвы") они были созданы из крови и костей Бримира. Видимо, на момент создания "Эдд" слияние двух образов не было завершено.
Со временем светлые и темные альвы все больше дистанцировались друг от друга, и в итоге цверги (или просто карлики) трансформировались в самостоятельный вид, ныне относимый к гномам. Близкое родство с темными альвами и боязнь солнечного света (он превращает цвергов в камень) в комплекте с позиционированием собственно гномов как исключительно светлого народа привела к новой трансформации образа. Сейчас цверги выступают как темные гномы, в противоположность гномам светлым. Подробная история трансформации образа цвергов выходит за рамки нашего исследования, поэтому остановимся на этом и перейдем к следующему виду.
Родство эльфийского народа с морем началось с асри и морган. В XII веке, когда Гальфрид Монмутский записал матерью Оберона морскую фею Моргану, это родство было подтверждено формально. В XV веке средневековые алхимики, оптом записав в эльфов всех духов стихий, еще раз подтвердили родство эльфов с ундинами.
Постепенно эльфы все больше и больше отдалялись от своих морских родичей, но литература XX века позволила им несколько вернуть утраченные позиции.
Морские эльфы упоминаются в "Хоббите" Толкиена. Это еще традиционные эльфы, живущие морем — умелые моряки и корабелы. Эльфы-мореходы появляются и в некоторых других произведениях, а в более гибких компьютерных играх они уже ныряют за борт. Так, в игре "Disciples II" русалки и эльфы изначально были одним народом, а в "Warcraft III" морским народом становятся проклятые эльфы.
В мифах и легендах эльфы и люди противопоставлены, как два разных народа. Эльфы иногда похищают людей или подбрасывают им своих собратьев, но в целом разделительная черта проходит довольно четко. Как у индейцев шауни, не признающих полукровок, в мифах нет полуэльфов. Похищенный у людей или рожденный от эльфа и человека, ребенок мог принадлежать только одному миру. Либо он становился полноценным эльфом, либо возвращался в мир людей. В Ирландии и Шотландии, впрочем, бытовало и более мрачное поверье: эльфы были обязаны платить дань Преисподней, и всучивали безграмотным демонам людей вместо своих сородичей.
Дж. Р.Р.Толкиен, четко соединив людей и эльфов в одном акте творения, решительно затер эту грань. Появление полуэльфов, разумеется, не заставило себя ждать. Так, в "Саге о копье" один из главных героев — полуэльф Танис. Разумеется, авторы щедро вываливают ему все положенные полукровке неприятности. Полуэльфы встречаются и в некоторых других произведениях.
Полуэльфы, рожденные от союза человека и дроу, именуются драменами. Для полуэльфов светлой стороны Толкиен в "Сильмариллионе" предложил название эльфиды
— т. е. собственно полуэльфы — но название не прижилось.
Драйдеры (или драуки). Дроу, вызвавший гнев своей богини и сумевший пережить это волнующее событие, рискует стать одним из драйдеров. Проштрафившегося дроу магическим путем превращают в жуткое существо — наполовину это темный эльф, наполовину паук — которому сохраняют некоторые магические способности и даже остатки разума. Злобные и жестокие, драйдеры являются отличными стражами границ.
Также иногда на расправу драйдерам отдают других провинившихся дроу. К бывшим сородичам эти существа особенно беспощадны, но редкий дроу доживает до суда.
Орки. Непримиримые противники, согласно Толкиену, тоже родственники. Вот как сказано это в "Сильмариллионе": "…всех тех Квенди, кто попал в лапы Мелькора до разрушения Утумис, заключили в темницы и медленными и жестокими действиями развратили и обратили в рабов. И из них Мелькор вывел отвратительную расу Орков…"
На свободе эльфийская кровь дала себя знать, и современные литературные орки нередко оказываются вполне симпатичными персонажами.
Вместо заключения
Не смотря на солидный возраст, образ эльфа продолжает открывать новые грани даже в наши дни, и это внушает оптимизм. Эльф — не застывший в камне слепок на века.
Это живой, развивающийся и меняющийся образ, который, надеюсь, еще порадует нас новыми открытиями. В конце концов, кто знает эльфов лучше эльфов? Им и заключительное слово:
"Понятие облика включает в себя субъективную интерпретацию, которая меняется время от времени" (Эльф Йадиан).
[
Оберон
Перефразируя классиков марксизма-ленинизма: красной линией пролегла связь между
Обероном и эльфами, и в этой связи, товарищи, рассмотрим историю этого персонажа.
Во Франции в конце XII века неизвестным автором создается рыцарский роман "Гюон Бордосский", также именуемый как "Гюон из Бордо" и даже "Гюон Овернский". Роман обрастает вставками и дополнениями, что вполне закономерно для устной традиции, и к XIII веку приобретает более-менее законченную форму. В "Гюоне Бордосском" впервые как литературный персонаж представлен один из самых известных эльфов, какие когда-либо существовали. Это король эльфов Оберон — могущественный чародей, наделенный прекрасным лицом и уродливым скрюченным телом. За основу литературного Оберона взят, видимо, мифологический персонаж король альвов Альберих, происхождение которого некоторые источники относят к X веку. В романе король эльфов Оберон представлен как сын феи Морганы и Юлия Цезаря.
Фея Моргана — персонаж цикла сюжетов о короле Артуре. Впервые упоминается в произведении Гальфрида Монмутского "Жизнь Мерлина", которое датируется XII веком.
Как уже отмечалось выше, устная традиция Бретани называет морганами чудесных морских дев, да и сама Моргана у Гальфрида именуется Morgen — "рожденная морем", что определенно указывает на ее морское происхождение. Юлий Цезарь упоминается, скорее, не как конкретное историческое лицо, а как синоним лица, наделенного невероятной, удивительной властью. Сын их унаследовал главные достоинства родителей, став правителем эльфов и великим чародеем. Настолько великим, что даже попал в средневековую демонологию и призывался наряду с другими духами.
Английские маги именовали его Оберионом или Обериконом. Первый перевод "Гюона Бордосского" на английский язык датируется 1534 годом, хотя сам образ перекочевал в Британию, по всей видимости, уже в XV веке, когда он впервые упоминается в заклинаниях.
читать дальше
Ориентировочно в 1596 году (год указан согласно БСЭ; также существуют другие версии, но все они сходятся в диапазоне 1594–1598 гг.) состоялось второе пришествие литературного Оберона. Уильям Шекспир написал комедию "Сон в летнюю ночь". В ней Оберон представлен как грациозный дух, размером и магическим могуществом сильно уступающий себе предыдущему. Ростом шекспировский эльф невелик, и выглядит как красивый ребенок с острыми ушками.
Согласно "Сну в летнюю ночь" все эльфы малы ростом. Сброшенная змеиная шкура сойдет им за покрывало для ложа, крыло летучей мыши — за плащ, а на шмеля приходится выходить с оружием в руках. Тем не менее, всех персонажей в пьесе играют живые люди, и они соответствующего роста. Зрителям проходилось напрячь воображение (у кого оно есть, конечно), чтобы разглядеть за игрой актеров задуманную автором феерию. Впрочем, для англичанина XVI–XVII века сказочные эльфы — все еще знакомый с детства образ. Сказки о проделках Пака — еще одного персонажа шекспировской комедии — пересказывались в Англии из поколения в поколение.
Пак изначально английский эльф (по другой версии — хобгоблин); низший природный дух, близкий к домовому. Постепенно в народной сказочной традиции возник на его основе собирательный образ веселого и озорного персонажа, также названного Пак (иногда переводится как Пэк или Пук).
Что касается королевы эльфов Титании, то у нее не было легендарного прототипа. В устной английской сказочной традиции с XV века властвовала королева эльфов Маб, но в пьесу она не вписалась. С "владычицей грез и сновидений" такой трюк, который Оберон провернул с Титанией, вряд ли бы прошел. Поэтому, взяв за основу некий образ у любимого им Овидия, Шекспир создал новый персонаж, которому предстоит долгий путь в бессмертие рука об руку с королем эльфов Обероном.
Дальнейшая миниатюризация Оберона продолжилась в "Нимфидии" Дрейтона:
"Стены дворца Оберона сделаны из ножек пауков,
И окна из кошачих глаз.
А что до крыши, то вместо балок
Она покрыта крыльями нетопырей"
Дальше уменьшаться было просто не солидно для короля эльфов, и нестабильная авторская фантазия снова погнала Оберона в рост.
В фантастической поэме Кристофа Мартина Виланда "Оберон" (1780 год) король эльфов предстает в виде духа, способного менять облик. Если вначале он имеет традиционный образ милого ребенка, то в XII главе уже предстает перед героями как юноша "во цвете лучших дней". Прекрасная королева Титания снова с ним, в венке из роз и плаще из лунного света. В той же XII главе упоминаются следующие любопытные детали: прекрасная дева-эльф без видимых усилий держит на руках человеческого ребенка, эльфийки бросают розы под ноги идущим героям. Здесь эльфы выведены уже как существа одной ростовой категории с людьми. Конечно, для эльфов не составляет проблемы уменьшить оказавшихся в их стране людей до своего роста, как это произошло, в частности со Скелмерсдейлом в рассказе Герберта Уэллса "Мистер Скелмерсдейл в стране фей", но Скелмерсдейл, проснувшись, сразу осознал, что превратился в крошечного человечка, тогда как герои "Оберона" ничего подобного не испытывают.
В русский язык Оберон со своими подданными-эльфами пожаловал в 1787 году, когда одноименная поэма была переведена с немецкого языка на русский. Первый перевод был прозаический. Позднее в стихах переводились отдельные части, но полного стихотворного перевода "Оберона" на русский язык, насколько мне известно, еще нет.
В том же 1787 году Оберон и Титания получили постоянную прописку в столь любимом ими ночном небе. Английский астроном Вильям Гершель открыл два спутника Урана и назвал один из них Обероном, а второй — Титанией.
В 1796 году на сцене Веймарского театра была поставлена под непосредственным руководством Гете оперетта композитора Враницкого "Оберон, царь эльфов". В знаменитом "Фаусте" Гете (сцена "Сон в вальпургиеву ночь") Оберон и Титания отпраздновали золотую свадьбу. Эта сцена была создана в 1796–1797 годах, так что свадьба получилась четырежды золотая, но у бессмертных эльфов свое представление о времени. Присутствует на торжестве и Пак, как же без него? В "Фаусте" эльфы представлены как маленькие прекрасные духи. Им доступно волшебство, и они, хоть и все вместе, стирают из памяти Фауста воспоминания о произошедшей трагедии: Мефистофель "ратный подвиг совершил, дом спалил". В конце сцены "Сон в вальпургиеву ночь" дух воздуха Ариэль призывает: "Все, кто с крыльями, за мной!" и "эльфы-крошки" улетают.
Первое пришествие эльфов на экран также состоялось при участии Оберона. В 1959 году чехословацкий мультипликатор Йиржи Трнка экранизировал "Сон в летнюю ночь".
До этого момента на экран прорывались лишь отдельные представители пестрого эльфийского племени (вроде феи Динь из мультфильма "Питер Пен", созданного Уолтом Диснеем в 1953 году), да и степень их эльфизма была под вопросом. С 1959 года можно смело говорить об экранизации эльфийского народа.
В 1969 году Оберон вернулся в литературу как персонаж фантастического романа Кристофера Сташеффа "Чародей поневоле", в образе короля эльфов (а как же иначе?)
Брома О'Берина — местная производная Оберона. Эльфы на планете Малой Плантагенет ростом от 12 до 18 дюймов (на наши деньги от 30 до 45 см) и внешне соответствуют шекспировским эльфам. Их король Бром О'Берин — сильный, широкоплечий и коренастый, в целом больше напоминает классического гнома, тем более, что физической силой его автор отнюдь не обделил. Красотой он, как и первый Оберон, не блещет.
В романе Сташефф дает довольно оригинальную трактовку появления эльфов. На планете произрастает растение, именуемое ведьмин мох. Под влиянием телепатического воздействия этот ведьмин мох способен принимать любые формы, и люди, обладающие соответствующим даром, вспоминая древние сказки, породили племя эльфов.
В 1978 году напомнил о себе и космический Оберон. Действие научно-фантастического романа Сергея Павлова "Лунная радуга" разворачивается в недалеком будущем.
Человечество осваивает солнечную систему. К Урану одна за другой отправляются исследовательские экспедиции. Одна из них высадилась на спутнике Урана — Обероне.
Космопроходцам, потревожившим покой космического Оберона, поначалу пришлось несладко. Часть экипажа космического корабля "Лунная радуга" погибла. Сумевшие унести ноги получили в дар новые, загадочные способности, поставившие в тупик земную службу безопасности и доставившие владельцам массу неприятностей. Но, как и положено, в финале дар короля эльфов обернулся во благо: носители новых способностей не старели, а срок их жизни увеличился лет до пятисот минимум. Мало того, последний (последний ли?) дар Оберона подарил людям звезды.
История короля эльфов Оберона — это история эльфийского народа, отраженная на своего повелителя. Вместе со своим народом Оберон прошел все значимые этапы развития образа: мифологизацию, демонизацию, вхождение в литературу, миниатюризацию и обратный рост, путешествие к звездам. Любопытно, кстати, что в современной литературе Оберон больше тяготеет к научной фантастике, хотя, с другой стороны, современная фэнтези вряд ли может чем-то поразить чародея с тысячелетним стажем. На этом завершим экскурс по славной жизни величайшего из эльфийских королей, и перейдем к эльфам современным.
Высокие эльфы
В 1937 году в Лондоне выходит книга Джона Р.Р. Толкиена "Хоббит, или туда и обратно". Последовавший вслед за ней в 1954 году "Властелин колец" и его ошеломительный успех задали новый стандарт эльфов.
В своей работе "О волшебной сказке" Толкиен основательно прошелся по эльфам-крошкам, но не поленился описать свой идеал, как в самой статье, так и в книгах. Эльфы Толкиена выглядят как высокие и прекрасные люди с остроконечными ушами. Они — отличные стрелки и следопыты, искусны в магии, добры и благородны.
Происхождение эльфов Толкиен описывает весьма поэтично. Великий единый бог Илуватар создал айнуров — Священных — "что были плодом его дум". Не успокоившись на достигнутом, великий мыслитель задал как-то айнурам музыкальную тему и сказал:
"Я желаю, чтобы из этой темы, что я задал вам, вы все вместе создали великую музыку". Священные немедленно приступили к творчеству, но из-за происков айнура по имени Мелькор, пытавшегося вплести в музыку свои идеи, не преуспели. Тогда Илуватар сам создал музыку по задуманной им теме, и из этой музыки сотворил
Эльфов ("перворожденных") и Людей ("пришедших следом").
После сотворения Илуватаром пути людей и эльфов разошлись, да и сами эльфы не остались единым народом. Лесные эльфы жили в густых лесах, были не столь мудры, как высшие эльфы, и отличались недоверчивостью и коварством. Впрочем, как тут же уточняет Толкиен в "Хоббите", это не мешало им оставаться Добрым Народом.
Солнечные, морские и подземные эльфы жили и воспитывались годами в Волшебной стране, становясь все прекраснее, мудрее и ученее. Очевидно, для магических существ постижение тайн магии влияет на красоту. Формально эльфы вроде как бессмертны, но понятие возраста для них все-таки существует. Не ограничившись актом творения, Толкиен придумал для своих эльфов особый язык, письменность, культуру, историю, создав в итоге объемный, целостный образ, прочно занявший позиции в литературе.
Здесь же следует особо сказать об острых эльфийских ушках. Ни в "Хоббите", ни во "Властелине колец", ни даже в "Сильмариллионе" Толкиен не акцентируется на ушах эльфов. Прямо остроухость означена в третьей части "Энтимологии" "Утраченный путь": "уши Квенди были больше заострены и похожи на древесный лист".
После успеха "Властелина колец" точка зрения Толкиена на эльфов возобладала как общепринятая. В произведениях фэнтези второй половины XX века эльфы, как правило, соответствуют установленному им облику. Это красивые человекообразные существа с острыми ушами. В рост пошли даже сказочные эльфы. Так, ирландские лепреконы в романе Джоди Линн Най "Прикладная мифология" уже ростом с двенадцатилетнего подростка, а ушки у них длиной 5 дюймов. На таком ушке вполне уместился бы классический лепрекон.
Некоторые авторы довольствовались небольшими, обусловленными требованиями сюжета, модификациями. Например, в "Саге о копье" эльфы обладают особым зрением, позволяющим им видеть ауру живых существ. Очень полезно в темноте. Далее мы рассмотрим некоторые более-менее серьезные отступления от заявленного стандарта.
Фаэерские эльфы. Толкиен видел в эльфах благородных лесных рыцарей. Эльфы Пола Андерсона образца того же 1954 года, описанные в романе "Сломанный меч" — нечто среднее между средневековыми феодалами и викингами. Внешне они не отличаются от эльфов Толкиена — высокие и прекрасные. Кожа у них белоснежная, волосы длинные и тонкие, как паутинки.
У эльфов Андерсена феодальная система отношений, но вместе с тем они держат рабов — гномов, гоблинов и прочие сказочные народы. Особенно ценны для них гномы, так как эльфы не могут касаться холодного железа. Эльфы Андерсона бессмертны и бездушны, достаточно воинственны, чтобы отправиться в грабительский рейд к чужим берегам, и достаточно коварны, чтобы гномы не верили им на слово. В одном эпизоде "Сломанного меча" гномы требуют гарантий и получают заложников из числа эльфийских воинов. До людей эльфам, как правило, дела нет. Исключение составляют те случаи, когда эльфы похищают у них некрещеных детей и выращивают их как своих.
Люди могут использовать холодное железо и не боятся солнечного света.
Роман "Сломанный меч" интересен еще одним значимым аспектом. Он проводит четкую границу между эльфами и Малым народцем. Согласно новой версии эльфизма, Малый народец более не является эльфами. В "Сломанном мече" Малый народец живет бок о бок с настоящими эльфами, занимается своими делами и водит дружбу с эльфийскими детьми. Со взрослыми эльфами Малый народец держится на расстоянии.
Эльфы Андерсона, перестав стариться, также стали намного реже рожать детей. Этот момент указывает, по-видимому, на то, что изначально эльфы были смертны, но потом нашли способ (или способ нашел их) изменить ситуацию. Впрочем, в конце "Сломанного меча" эльф Имрик предвидит будущее, и чувствует, что бессмертные не будут жить вечно.
Тем не менее, до заявленной трагедии еще далеко, если она вообще состоится. В
1971 году выходит роман Пола Андерсона "Три сердца и три льва", в котором эльфы перебрались в параллельный мир, где живут в собственном королевстве — Фаэре.
Внешне они мало изменились, только глаза у них без зрачков и отливают сплошной голубизной. Солнечный свет по-прежнему для них вреден, поэтому в Фаэре нет настоящих "рассветов и закатов, светлого дня и темной ночи". Местные маги создают иллюзию всего этого под покровом вечного сумрака. Изобретательные эльфы Фаэра догадались поставить этот аспект себе на службу. Так, кинжал герцога Альфрика имеет лезвие из магния, которое вполне можно поджечь и задать солнечного жару недругам. Чашеобразная гарда защитит от света кисть, а плащ — лицо.
Помимо солнечного света, эльфы Фаэра не выносят прикосновения железа и вида креста. Последнее напрямую связано с их магической природой, так как на святой земле магия Фаэра слабеет. Также местная молва гласит, что фаэрцы не выносят серебра, что, впрочем, не мешает им носить доспехи из серебристого металла.
Отношение фаэрских эльфов к людям в целом нейтрально-враждебное, хотя есть и те, что желают людям добра. Малый народец тоже здесь, хотя определенно на птичьих правах. Гоблины по-прежнему прозябают в рабстве, но гномы уже не попадаются.
Освоив местные металлы и усилив свои позиции магией, фаэрские эльфы перестали в них особо нуждаться.
Зеленые эльфы. Эльфы Зеленой магии. Духи, населяющие зеленый круг магии в рассказе Джека Вэнса "Зеленая магия".
В земном воплощении вызванный героем рассказа дух принял облик человека с глазами цвета бутылочного стекла и копной молодых эвкалиптовых листьев на голове.
Поскольку это лишь воплощение, Зеленые эльфы могут варьировать свой образ по ситуации. В частности, принимать облик обычного человека, не отличающегося традиционной ныне эльфийской остроухостью. Как сказал Зеленый эльф Йадиан: "Понятие облика включает в себя субъективную интерпретацию, которая меняется время от времени". Конечно, есть и кое-что постоянное: большой палец левой руки у всех существ зеленой магии (не только у эльфов) отливает зеленым цветом.
На родном круге Зеленые эльфы — элементы стихии зеленого царства. Как следствие, внутренние переживания отражаются в окружающем мире и в облике самого эльфа. В процессе размышления по лицу Зеленого эльфа пробегают волны перламутрового мерцания, отражая оттенки мыслей. В ходе беседы от его пальцев плывут клубы зеленого дыма, с ладоней срываются брызги изумрудного пламени, за плечами крутятся вихри ярко-зеленой пыли. Глубокая задумчивость сдвигает облака над головой.
На родном круге Зеленые эльфы общаются посредством мыслей — Осмыслений. Для общения с более примитивными типами используется условный язык, состоящий из символов-флейков: каждое — порхающее пятнышко нежнейшего радужного цвета. Каждый флейк — один оттенок подспудного значения смысловой единицы, выраженный в цвете.
Многие из этих цветов не доступны человеческому зрению. Общее количество флейков около миллиона.
Стоит отметить и процесс питания на Зеленом круге. Потребление пищи там не замечено. Вместо этого, насытиться можно: окутавшись горячим газом розовых яиц, прогулявшись под дождем из металлических кристаллов (теперь понятно, почему Зеленые эльфы такие мудрые: вон, Ньютону, одного яблока на целый Закон всемирного тяготения хватило, а тут целый дождь, да еще из металлических кристаллов!) или просто созерцая определенные символы.
Темные эльфы Дроу. Темные, как на лицо, так и в душе, эльфы, описанные в трилогии Роберта Сальваторе "Темный эльф". Дроу — чернокожие эльфы. Ростом они шесть-семь футов, внешностью, кроме цвета кожи, соответствуют светлым собратьям толкиеновского образца. Дроу живут глубоко под землей, в вечном мраке Подземелий, потому у них развито инфравидение — способность видеть в инфракрасном спектре.
Помимо этого, все дроу обладают врожденными магическими способностями.
Дроу не бессмертны — они живут порядка 700 лет, но в жестоком подземном обществе мало кто умирает своей смертью: "Положение в обществе. Во всем мире дроу нет понятия важнее… Восхождение к власти в обществе дроу — просто убийство вышестоящих. Королева Пауков — божество хаоса, и она, и ее высшие жрицы — истинные правительницы мира дроу — с одобрением смотрят на честолюбивых личностей с ядовитыми кинжалами". Постоянная бойня вкупе с низкой рождаемостью ограничила распространение темных эльфов, но она же выковала из дроу лучших солдат Подземелья, и все прочие расы уступают им дорогу.
Помимо дроу, мир Подземелий населяют дуэргары. "Northumberland Words" весьма туманно описывает дуэргаров как "худший и наизловреднейший род эльфов".
Зловредность, разумеется, синонимична нелюбви к людям. В "Народных сказках Северных графств" Ф.Грайса, дуэргар описан как карлик, ростом едва ли по колено встретившему его путнику, но при этом плечистый и сильный. Так, он одним ударом ломает об колено большое бревно. В целом, сказочная традиция рисует образ темного гнома, в качестве какового дуэргары и выступают в "Темном эльфе".
Отнесение же дуэргаров к эльфам в "Northumberland Words" характерно для того периода, когда в эльфов без разбору записывали весь Малый народец.
Домовые эльфы. В 1998 году в литературу стараниями Дж. Роулинг вернулись домовые эльфы, и прочно обосновались в сериале о Гарри Поттере. Это не сказочные брауни, но общие черты у них есть.
В романе "Гарри Поттер и тайная комната" дается описание первого из встреченных Гарри домовых эльфов по имени Добби. Собственно, добби — разновидность брауни в Йоркшире, более склонный к проказам. По описанию Роулинг, это маленький человечек с уродливым лицом, с тонким носом и огромными зелеными глазами, ушами напоминавший летучую мышь. Как и положено домовому эльфу, он служит не дому, а конкретной семье и занимается домашним хозяйством.
В романе домовой эльф куда более послушен, чем брауни. Он терпит наказания от семьи, которой служит, тогда как брауни давно бы переквалифицировался в боггарта и устроил всем вокруг веселую жизнь. Добби больше заботится о том, чтобы не заскучал Гарри Поттер. Как и положено эльфу, он обладает волшебной силой, и весьма активно применяет ее к месту и не к месту. Аналогично с брауни, получение домовым эльфом одежды от хозяина завершает их отношения. В романе "Гарри Поттер и тайная комната" хозяин дает Добби дневник с вложенным в него носком Гарри Поттера, и это приводит к разрыву их отношений.
Аниме-эльфы
После Второй мировой войны в Японию вслед за американской армией последовала и американская культура с одновременным экспортом японской культуры в США. На волне диалога двух культур в Японию прибыли эльфы.
В 1978 г. студия Топкрафт приняла участие в западном проекте по экранизации толкиеновского "Хоббита", но в японском кино эльфы как-то не прижились. Японцы были слишком далеки от многовековых эльфийских традиций Европы. С другой стороны, японская мифология сама изобиловала волшебными существами, так что в полной мере чужаками эльфы себя не чувствовали. Оставалось только найти благодатную почву, и она нашлась в мультипликации и манге. В 60-70-х гг. в Японии большим успехом пользовались американские анимационные телевизионные сериалы, и японские мультипликаторы решили не оставаться в стороне.
Традиции мультипликации требуют некоторой гипертрофированности характерных черт персонажей — это, как я понимаю, связано с краткостью мультипликационной истории и необходимостью быстро дать понять зрителю, кто есть кто. Основной характерной чертой эльфов были уши, каковые и подросли, подчас весьма заметно. У некоторых эльфов ушки не уступают ширине плеч.
Образ аниме-эльфа формировался под влиянием двух противоположных сил. С одной стороны, не будучи связанным многовековыми традициями, облик эльфа легко подвергался корректировке в зависимости от фантазии художника. С другой стороны, японцы по натуре традиционалисты, и, едва образ устоялся, он начал быстро закостеневать. Аниме-эльфы, как и положено обитателям Фаэрии, волшебные существа.
Они красивы, аристократичны и в основной массе привержены идеалам добра. Средний рост — на уровне подростка. Самые, пожалуй, большие аниме-эльфы встречаются в "Эльфийской песне". Наиболее близок к европейской традиции, точнее, к ставшему культовым сериалу "Сага о копье", сериал "Лодосс" ("Record of Lodoss War").
Игровые эльфы
В XX веке людям окончательно наскучило наблюдать за приключениями эльфов со стороны. Захотелось помочь, направить, а то и примерить на себя шкуру остроухого приключенца. Эльфы расселились во вселенных DnD (Dungeon and Dragon), проникли в настольные и компьютерные игры. Перечислить их всех не представляется возможным, поэтому ограничимся краткой обзорной экскурсией.
В мире The Elder Scroll эльфы и люди произошли от общих предков — эльнофей. На каком-то этапе развития он разделился на альдмеров(эльфов) и людей. Альдмеры не остались единым народом, а дальше распались на несколько эльфийских рас, различающихся в основном цветом кожи и укладом жизни. Эльфы The Elder Scroll наиболее близки к современной традиции — они человекообразны, но имеют остроконечные уши и больших срок жизни (около 300 лет), который обеспечивается за счет магических умений.
Другая вселенная DnD, серия "Забытые королевства" в достаточной мере прославлена бойким пером Роберта Сальваторе, автора "Темного эльфа". О темных эльфах дроу уже сказано выше, поэтому здесь ограничимся упоминанием других, очень редких рас: авариэли и аватирри. Это крылатые эльфы. Мифическая, по мнению многих, раса летающих эльфов, обитающая на Фэйруне. Очень редки, и о них мало что известно, кроме того, что выглядят они, как традиционные ныне эльфы Толкиена, но с тонкими птичьими(авариэли) или насекомообразными(аватирри) крыльями. Авариэли считаются светлыми эльфами, аватирри — темными.
Эльдары — звездные эльфы. Впервые эльдары упоминаются еще у Дж. Р.Р.Толкиена в "Сильмариллионе".
Это три племени эльфов, выступивших в поход от Куйвиэнэн к Аману. Считалось, что они увидели свет звезд, бывший раньше света солнца и луны, за что и получили название эльдары — "звездный народ". В полной мере "звездным народом" эльдары стали при переносе игры Warhammer из жанра фэнтези в космическую оперу Warhammer40K, когда классические толкиеновские эльфы уступили место суровым и очень подвижным космическим эльдарам. Прямой связи между двумя народами не обнаружено, но очевидное сходство позволяет считать их в какой-то мере родственными народами.
Внешне звездные эльфы не отличаются от своих земных собратьев, описанных Дж. Р.Р.Толкиеном.
Темные эльфы фэнтезийного Warhammer-а, именуемые 'дручии', также отправились к звездам, став темными эльдарами.
В плане эволюции интересен мир Warcraft-а. В игре Warcraft-2 уши у эльфов соответствуют классическому образцу, заданному Толкиеном: "похожи на древесный лист". Конфликт, на радость игрокам, не исчерпался с разгромом Орды орков, и в третьем Warcraft эльфы уже щеголяют куда более длинными ушками. Они растут не строго в стороны, а назад, постепенно отклоняясь от головы. Зато длиной ничуть не уступят анимешным. Вероятно, во время войн и смут ушки эльфов отрастают, и по их длине можно опознать эльфа-ветерана.
Другим интересным аспектом эльфов Warcraft-а является редкая близость к природе Ночных эльфов. Они не просто живут в лесу. Лес стал частью их общества: дома-деревья движутся вместе с войском и также сражаются с врагом, а магические светлячки научились добывать из деревьев древесину, не повреждая само дерево.
Как правило, персонажами игр становятся эльфы установленного Толкиеном образца с некоторыми незначительными вариациями, обусловленными сюжетом, условиями или балансом игр. Маленькие эльфы — феи, лепреконы и т. п — если и присутствуют, то в качестве не основной расы, и выполняют роль помощников или отдельных боевых единиц в армиях высоких эльфов.
Родственники и родственнички
За свою долгую историю эльфы успели обрасти родственными связями с другими сказочными (и не очень) народами.
Ранее упоминались темные альвы, которые обитали под землей и являлись искусными кузнецами и рудознатцами. Там же, под землей, обитали карлики германо-скандинавской мифологии — цверги, наделенные практически аналогичными характеристиками. В народных поверьях два образа постепенно смешиваются в один, и к XIII веку цверги уже выступают как самоназвание темных эльфов. Синтез двух образов породил некоторую путаницу с происхождением. Согласно "Младшей Эдде" цверги первоначально были червями в теле великана Имира, из которого и был создан мир.
В "Старшей Эдде" ("Прорицание вельвы") они были созданы из крови и костей Бримира. Видимо, на момент создания "Эдд" слияние двух образов не было завершено.
Со временем светлые и темные альвы все больше дистанцировались друг от друга, и в итоге цверги (или просто карлики) трансформировались в самостоятельный вид, ныне относимый к гномам. Близкое родство с темными альвами и боязнь солнечного света (он превращает цвергов в камень) в комплекте с позиционированием собственно гномов как исключительно светлого народа привела к новой трансформации образа. Сейчас цверги выступают как темные гномы, в противоположность гномам светлым. Подробная история трансформации образа цвергов выходит за рамки нашего исследования, поэтому остановимся на этом и перейдем к следующему виду.
Родство эльфийского народа с морем началось с асри и морган. В XII веке, когда Гальфрид Монмутский записал матерью Оберона морскую фею Моргану, это родство было подтверждено формально. В XV веке средневековые алхимики, оптом записав в эльфов всех духов стихий, еще раз подтвердили родство эльфов с ундинами.
Постепенно эльфы все больше и больше отдалялись от своих морских родичей, но литература XX века позволила им несколько вернуть утраченные позиции.
Морские эльфы упоминаются в "Хоббите" Толкиена. Это еще традиционные эльфы, живущие морем — умелые моряки и корабелы. Эльфы-мореходы появляются и в некоторых других произведениях, а в более гибких компьютерных играх они уже ныряют за борт. Так, в игре "Disciples II" русалки и эльфы изначально были одним народом, а в "Warcraft III" морским народом становятся проклятые эльфы.
В мифах и легендах эльфы и люди противопоставлены, как два разных народа. Эльфы иногда похищают людей или подбрасывают им своих собратьев, но в целом разделительная черта проходит довольно четко. Как у индейцев шауни, не признающих полукровок, в мифах нет полуэльфов. Похищенный у людей или рожденный от эльфа и человека, ребенок мог принадлежать только одному миру. Либо он становился полноценным эльфом, либо возвращался в мир людей. В Ирландии и Шотландии, впрочем, бытовало и более мрачное поверье: эльфы были обязаны платить дань Преисподней, и всучивали безграмотным демонам людей вместо своих сородичей.
Дж. Р.Р.Толкиен, четко соединив людей и эльфов в одном акте творения, решительно затер эту грань. Появление полуэльфов, разумеется, не заставило себя ждать. Так, в "Саге о копье" один из главных героев — полуэльф Танис. Разумеется, авторы щедро вываливают ему все положенные полукровке неприятности. Полуэльфы встречаются и в некоторых других произведениях.
Полуэльфы, рожденные от союза человека и дроу, именуются драменами. Для полуэльфов светлой стороны Толкиен в "Сильмариллионе" предложил название эльфиды
— т. е. собственно полуэльфы — но название не прижилось.
Драйдеры (или драуки). Дроу, вызвавший гнев своей богини и сумевший пережить это волнующее событие, рискует стать одним из драйдеров. Проштрафившегося дроу магическим путем превращают в жуткое существо — наполовину это темный эльф, наполовину паук — которому сохраняют некоторые магические способности и даже остатки разума. Злобные и жестокие, драйдеры являются отличными стражами границ.
Также иногда на расправу драйдерам отдают других провинившихся дроу. К бывшим сородичам эти существа особенно беспощадны, но редкий дроу доживает до суда.
Орки. Непримиримые противники, согласно Толкиену, тоже родственники. Вот как сказано это в "Сильмариллионе": "…всех тех Квенди, кто попал в лапы Мелькора до разрушения Утумис, заключили в темницы и медленными и жестокими действиями развратили и обратили в рабов. И из них Мелькор вывел отвратительную расу Орков…"
На свободе эльфийская кровь дала себя знать, и современные литературные орки нередко оказываются вполне симпатичными персонажами.
Вместо заключения
Не смотря на солидный возраст, образ эльфа продолжает открывать новые грани даже в наши дни, и это внушает оптимизм. Эльф — не застывший в камне слепок на века.
Это живой, развивающийся и меняющийся образ, который, надеюсь, еще порадует нас новыми открытиями. В конце концов, кто знает эльфов лучше эльфов? Им и заключительное слово:
"Понятие облика включает в себя субъективную интерпретацию, которая меняется время от времени" (Эльф Йадиан).
[
@темы: Арагарта