Синопсис для редактора. С любовью!
Самое главное, с чего должен начинаться любой синопсис, но при этом совершенно не очевидное, это уважение к редактору, который будет ваш синопсис читать. А пишете вы синопсис – да, да, это непреложный факт – именно для редактора. И ни для кого больше. Так с чего начинается уважение?
1. Объём
Редактор человек занятой. Ежедневно ему на почту приходит около 100 новых романов. Представьте на секундочку, что к каждому роману написан синопсис на 3-5 тысяч знаков. Получается, что просто проверка почты – это чтение от 300 000 до 500 000 знаков в день. Представили?
Для сравнения, современный роман – это 400 000 знаков.
Пожалейте бедного редактора!
Возьмите себе за правило, что синопсис не может превышать 3000 знаков, и строго его придерживайтесь.
2. Герой
Это не просто <имярек> такой-то. Редактору важно и нужно дать минимальную, но при этом достаточную информацию о герое. Что это за информация?
- Имя
- Возраст и пол
- Профессия
- Основные черты характера
Почему редактору это нужно?
Потому что редактор — профессионал в своём деле. И как всякий профессионал, он может, просто взглянув на параметры героя, определить, к какому жанру будет относиться произведение.
Если герой девятиклассник Вася, тихий и незаметный парень, но собирающий в отцовском гараже чуть ли не на коленке машину времени, жанр будет один. А если наш герой – это потомственная светлая ведьма Влада с двумя разводами за плечами и мечтой встретить того самого, Единственного, то сами понимаете, жанр будет совсе-е-ем другим
Что ещё важно рассказать о герое?
Редактор оценивает не только соответствие героя какому-то определённому жанру, но и наличие заложенного в характере героя конфликта, который в дальнейшем будет двигать сюжет вперёд. Следовательно, не провиснет динамика повествования.
О чём вообще речь? Что это за конфликт такой?
Рассмотрим на примерах!
1. Красавица и чудовище
Все помнят прекрасного принца, которого заколдовала старуха-ведьма и которому надо было в обличье зверя найти девушку, что полюбит его? Ужасная внешность и есть сюжетообразующая составляющая. Если бы все сразу могли увидеть добрую и отзывчивую душу принца, проблем с поиском второй половинки не возникло бы.
2. Русалочка
Девушка полюбила прекрасного юношу, но они не могут быть вместе, потому что – упс! – она принадлежит совершенно другому миру. Без ног русалочка не может выйти на сушу. И это обстоятельство, заложенное в герое, в дальнейшем развивает сюжет.
3. Иванушка-дурачок
Если обратиться к славянскому фольклору, к образу Иванушки-дурачка, то можно увидеть, что основной конфликт любой сказки про него заложен в нём самом, в герое. Кто такой Иванушка-дурачок? Почему он дурачок? Да потому что он очень добрый и сочувствует чужому горю. Иванушка бескорыстно помогает тем, кто попал в беду, и делится с ними последним, что имеет сам. За это старшие братья зовут его непутёвым и высмеивают.
Отдельно хочу подчеркнуть, что конфликт, заложенный в вашем герое, является тем потенциалом, который помогает герою расти и развиваться на страницах книги. И если этот потенциал не находит отражения в синопсисе, то… велик риск, что редактор сделает ложный вывод о том, что роста героя в романе не происходит.
3. Мир
Для редактора существует два основных пункта, по которым он оценивает мир вашего романа.
1. Сеттинг
(от англ. setting — окружение, место действия)
Где происходят события вашего романа? В космосе? В условном средневековье? Во время Второй мировой войны? И т.д.
Здесь важно дать ответ на два вопроса: где и когда.
Без ответа на эти вопросы ваш роман могут даже не открыть, потому что редактор должен чётко понимать, на какой полке в магазине будет стоять ваша книга: среди женского любовного фентези или сурового мужского постапа.
Зачем редактору это нужно знать?
Дело в том, что не во всех издательствах может быть подходящая для вашего романа серия. А некоторые издательства вообще специализируются на чём-то одном: на выпуске девачкового фентези, детективов или детской литературы. Поэтому редактору важно дать понять с первых строк, что ваша книга ему подходит.
2. Влияние мира на сюжет
В самом общем случае миры бывают трёх видов:
- Мир-утяжеление,
- Мир-помощник,
- Нейтральный мир.
а) Мир в утяжеление
Это такой мир, который мешает герою и тормозит развитие сюжета. Его достаточно легко определить (даже по синопсису). Если автору требуется на протяжении десятка страниц рассказывать о мироустройстве, верованиях, экономике, политике и прочем, чтобы читатель вкурил в происходящие события, то, представьте себе, редактор не даст вашему роману зелёный свет.
Никогда.
И нет, не потому что редактор — это злой вредный дядька, рубящий на корню молодые таланты.
А потому что такой роман с высокой вероятностью не раскупят.
б) Мир в помощь
Это такой мир, который подстёгивает сюжет и стимулирует развитие событий. Вспомните, с чего начинается «Властелин колец»?
Три Кольца — для царственных эльфов в небесных шатрах,
Семь — для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне,
Девять — для Девятерых, облеченных в могильный прах,
Одно наденет Владыка на черном троне,
В стране по имени Мордор, где распростерся мрак.
Одно Кольцо покорит их, одно соберет их,
Одно их притянет и в черную цепь скует их
В стране по имени Мордор, где распростерся мрак. ©
Дж. Р. Р. Толкиену потребовалось всего 8 строк для того, чтобы ввести мир, — это раз. В этих восьми строках содержится глобальный конфликт, который будет двигать сюжет на протяжении всего цикла книг — это два.
в) Нейтральный мир
Это мир, который никак не влияет на главного героя и сюжет книги. Про такой мир можно сказать: действие романа легко перенести в любой другой произвольно выбранный сеттинг.
Так вот, уже в синопсисе редактор оценивает, насколько мир влияет на героя и сюжет вашей книги. И если вы впихнули героев в сеттинг популярных сейчас Магических академий, просто чтобы быть в тренде, но при этом сюжет находится от выбранного мира где-то далеко, не ждите, что вас напечатают. По другую сторону экрана не идиоты сидят, вы уж мне поверьте.
Редактору по-настоящему важно видеть, что из всех возможных сеттингов вы выбрали именно тот, который позволяет вашей истории максимально раскрыться и засиять подобно бриллианту.
4. Сюжет
Наконец мы добрались до сюжета! Ура-ура! Спросите, почему так долго? Потому что о сюжете можно в принципе не говорить, если в книге нет внешнего конфликта (конфликта, вложенного в мир) и внутреннего конфликта (конфликта, вложенного в характер главного героя).
Сюжет – это всего лишь отражение изменений, происходящих с главным героем. Это разрешение его внутреннего конфликта через преодоление конфликта внешнего.
Описание сюжета можно разложить на пять пунктов:
1. Ввод героя
2. Возникновение внешнего конфликта (ввод мира и антагониста)
3. Развитие обоих – внутреннего и внешнего – конфликтов в тесной связке друг с другом
4. Слом/преодоление/разрешение конфликта
5. Зацепка на будущее
Это то, что любой редактор хочет увидеть в вашем синопсисе.
Если у вас тьма побочных веток, второстепенных и третьестепенных персонажей с их локальными конфликтами, забудьте о них на то время, пока пишете синопсис.
В синопсисе есть место только для главного героя, его конфликта и его истории.
Ещё одна важная составляющая отличного синопсиса — это мотивация ГГ. В идеальном случае каждый поступок героя должен быть просто и понятно обоснован. Не с бухты-барахты пошёл туда-то, сделал то-то, нет. А пошёл туда-то, потому что хотел спасти свою девушку, и сделал то-то, потому что узнал, что девушка его предала и ушла с «похитителем» добровольно.
В синопсисе мотивация главного героя должна прослеживаться от первого его шага и до последнего.
Но кроме этого, синопсис должен быть рассказан настолько увлекательно, насколько это в принципе возможно. Так, чтобы читаться взахлёб. Чтобы редактор проникся главным героем и увлёкся его приключениями. Ничто так не поспособствует продвижению вашего романа, как искренняя симпатия редактора)))))) *улыбнулась* Поэтому расчехлите свой авторский арсенал и киньте в бой тяжелую артиллерию!
От себя могу посоветовать перечитать стр. 162-166 книги «Школа литературного мастерства: от концепции до публикации» Юргена Вольфа.
В ней показывается на примере сцены с ребёнком, как, выдавая информацию по частям, удерживать внимание и интерес читателя.
5. Язык
Синопсис – это не тезисный план вашего романа. Отнюдь. Синопсис – это ваша авторская визитная карточка, по которой редактор будет судить о вас: о вашем авторском стиле, о вашем умении интриговать, удерживать читательское внимание и т.д. Бытует мнение, что синопсис должен быть написан в деловом стиле, но по собственному опыту могу сказать, что данная информация уже устарела. Сейчас столько всего пишут, что редакторам пригодится годами разгребать почту. ГОДАМИ, КАРЛ!
Поэтому вот вам несколько рекомендаций
1. Никакого сухого перечисления фактов и действий
Нужно постараться написать синопсис так, чтобы вызвать у редактора сопереживание вашему персонажу. Поэтому пишите сочно, не бойтесь добавлять ярких красок, экспрессии и ставить в конце предложения знак вопроса. Почему так? Потому что редактор — это тоже человек, тоже читатель. К тому же вынужденный читать по сотне синопсисов в день.
Если он начнёт зевать после первой же строчки, то... сами понимаете, сам роман может уже и не открыть.
Только не переусердствуйте с экспрессией ! Всего хорошо в меру.
2. Никакого засилья причастных и деепричастных оборотов
Пишите просто и понятно. Желательно без пассивных форм и длиннющих предложений. И глаголами, дорогие мои авторы, глаголами. Но, сразу оговорюсь, это не значит, что от причастных и деепричастных оборотов нужно избавиться совсем, изничтожив их как класс. Вовсе нет. Но если текст утонет в шипящих согласных, это будет катастрофа.
3. Одна законченная мысль – один абзац
Синопсис не должен выглядеть монолитным куском текста. Поэтому возьмите себе за правило: закончили мысль – нажали Enter. Чем больше абзацев, тем легче будет читаться и восприниматься ваш текст.
6. Идея
Не знаю, как бы сказать это помягче, но... Идея редактора не интересует в принципе. Поэтому не стоит писать синопсис в духе: "Мой роман пропитан идеей победы бобра над ослом, которая раскрывается с позиции лошадиных подков. Проблематика существования бобра сферического в вакууме всегда волновала меня, ещё в раннем детстве. Поэтому в моём романе подковы попадают в космос, где..." и блаблабла в том же духе. Не делайте так, пожалуйста!
У редактора нет в кармане нейтрализатора, который бы стёр ему память, как это было в к/ф "Люди в чёрном".
Ну и да. Последнее и самое важное *хихикает* Не забудьте оставить свои координаты (ФИО и адрес электронной почты). Иначе может так получиться, что ваш роман одобрят и даже утвердят в печать, только автора потом найти не смогут
Помните! Синопсис – это не отписка, это ваш единственный шанс выделиться из бесконечного потока текстов, которые сыплются на редакторскую почту ежеминутно.
При первом ознакомлении редактор читает синопсис и максимум1-2 глав текста. При этом главы читаются не с целью вжиться в мир, почувствовать героев и т.д. Главы читаются и оцениваются по одному параметру: авторскому стилю (как автор умеет писать, подавать своих героев и сюжет). Всю остальную информацию о произведении редактор берёт из синопсиса. Т.е. он может даже не читать ваш роман целиком, чтобы отдать его на рассмотрение дальше.
Так что дерзайте! lit-era.com/blogs/post/5463
@темы: Шпаргалки для писателя