Оригинал взят у в Редкая профессия
Человеком столь редкой в мирное время профессии оказался Силивестр Матушка, бывший школьный учитель, бывший офицер австро-венгерской армии, а ныне не слишком-то удачливый домовладелец, изобретатель и спекулянт недвижимостью.

Он родился
24 января 1892 года в деревне Чантавир, что рядом с городом Мария-Терезиополь (после Первой мировой войны город отошел к Югославии и стал называться Шабадка). Несмотря на плохие оценки Матушка смог закончить свое образование и стал школьным учителем в родной деревне.
Как и у миллионов сверстников, его судьбу круто изменила Первая мировая война. На сербском фронте Матушка был ранен, однако его заметило начальство и направили в пулеметную школу. В конце 1915 года он стал офицером и закончил войну старшим лейтенантом.
Вернувшись домой Матушка снова стал учителем, совмещая, впрочем это занятие со спекуляцией солью, сахаром, керосином и спичками. На вырученные деньги он приобрел поместье в 120 хольдов. Однако в 1922 году Матушка продал землю и перебрался с семьей в Будапешт, где занялся спекуляцией и мошенничеством с недвижимостью, а жена открыла продовольственную и винную лавку.

>В 1928 году Матушка продал дом и лавку в Будапеште и переехал в Вену, где купил уже четыре дома. Он опять начал мошенничать с домами, но на новом месте дела шли не так, как хотелось бы. 30 сентября 1930 г. он объявил банкротство. Судебные исполнители описали четыре шиллинга наличными, два обручальных кольца, кое-какую одежду и дом по Гофгассе 9.
Матушка не впал в отчаяние и занялся изобретательством, получив патенты на гидротурбину, устройство, предупреждающее машиниста о препятствии на путях и запорный клапан для газовых труб.
Несмотря на то, что патентами никто не заинтересовался, у матушки по-прежнему хватало денег на дом по Гофгассе 9, покупку сталелитейного заводика, аренду карьера и маленькие слабости - проституток, к которым он бегал чуть ли не каждый день.

Взято из карт Гугла
Для знавших Сильвестра Матушку его арест в октябре 1931 года по обвинению в подрыве поезда стал громом среди ясного неба. Следует сказать, что Матушка долго готовился к своему главному делу.
Начал он как чеховский злоумышленник. Вечером, в канун нового 1931 года, один железнодорожник шел по путям между станциями Унтер Обендорф и Ансбах, что находятся неподалеку от Вены. Несмотря на темень он обнаружил, что в одном месте накладка, соединявшая рельсы отсутствует, а сам рельс отогнут наружу пути. Как мог он соединил рельсы и бросился за подмогой. Несчастья не произошло и следствие не производилось.
Месяц спустя 30 января 1931 г. примерно в том же месте с рельс сошел скорый поезд Вена - Париж. Кто-то прикрутил к рельсам нечто вроде вагонного сбрасывателя, сделанного из профилей и уголков, продающихся в хозяйственных магазинах. Полиция нашла магазин, в котором злоумышленник купил эти детали, но его описание ничего не дало.
Поздно вечером 8 августа того же года злоумышленник устроил крушение поезда в Германии. Неподалеку от городка Ютеборг скорый поезд Франкфурт-на-Майне – Берлин сошел с рельсов и рухнул с высокой насыпи. Пострадало 109 человек, из которых позднее несколько умерли.

Вниз рухнули паровоз, почтовый вагон, бельгийский вагон с местами третьего и четвертого классов, спальный вагон до Остенде, французский купейный вагон CFR АВ-4 и спальный вагон до Вены.

Взрыв произошел в 0.12, но первым спасателям удалось добраться к месту крушения лишь через два с половиной часа. 22 пассажира погибли, 117 получили ранения.

Спасательные работы продолжались до полудня следующего дня. Будапештские больницы были переполнены ранеными.


Бомба была устроена очень просто. Прикрепленный к рельсу складной метр нажимал на язычок чемоданного замка. Закрываясь тот замыкал электрическую цепь.

Заряд тринитрофенола был уложен в чемодан. Злоумышленник положил его между рельсов. Сила взрыва была такова, что пути оказались разрушены на расстоянии десяти метров.

И вновь все улики указывали на политику - на железнодорожной насыпи полиция обнаружила написанную карандашом листовку, стилизованную под обращение к рабочим. Неизвестный называл террористические акции средством борьбы за права рабочего класса, требовал рабочих мест для всех, угрожал капиталистам, что однажды те заплатят рабочим за все обиды.

Виадук восстановили. Так он выглядит в наши дни
Открытые судебные заседания давным давно не были в диковинку, но 15 июня 1932 года в зале венского суда яблоку негде было упасть. На процесс собрались репортеры со всей Европы. Все внимание было приковано к плотному, среднего роста человеку, стоящему за барьером скамьи подсудимых.
Заседание началось с обычных в таких случаях вопросов: имя и фамилия, дата рождения. Наконец председатель суда поинтересовался профессией обвиняемого. Тот замялся.
- Профессия? - повторил вопрос председатель.
- Пускающий под откос поезда!
читать дальшеЗаседание началось с обычных в таких случаях вопросов: имя и фамилия, дата рождения. Наконец председатель суда поинтересовался профессией обвиняемого. Тот замялся.
- Профессия? - повторил вопрос председатель.
- Пускающий под откос поезда!
Человеком столь редкой в мирное время профессии оказался Силивестр Матушка, бывший школьный учитель, бывший офицер австро-венгерской армии, а ныне не слишком-то удачливый домовладелец, изобретатель и спекулянт недвижимостью.

Он родился
24 января 1892 года в деревне Чантавир, что рядом с городом Мария-Терезиополь (после Первой мировой войны город отошел к Югославии и стал называться Шабадка). Несмотря на плохие оценки Матушка смог закончить свое образование и стал школьным учителем в родной деревне.
Как и у миллионов сверстников, его судьбу круто изменила Первая мировая война. На сербском фронте Матушка был ранен, однако его заметило начальство и направили в пулеметную школу. В конце 1915 года он стал офицером и закончил войну старшим лейтенантом.
Вернувшись домой Матушка снова стал учителем, совмещая, впрочем это занятие со спекуляцией солью, сахаром, керосином и спичками. На вырученные деньги он приобрел поместье в 120 хольдов. Однако в 1922 году Матушка продал землю и перебрался с семьей в Будапешт, где занялся спекуляцией и мошенничеством с недвижимостью, а жена открыла продовольственную и винную лавку.

>В 1928 году Матушка продал дом и лавку в Будапеште и переехал в Вену, где купил уже четыре дома. Он опять начал мошенничать с домами, но на новом месте дела шли не так, как хотелось бы. 30 сентября 1930 г. он объявил банкротство. Судебные исполнители описали четыре шиллинга наличными, два обручальных кольца, кое-какую одежду и дом по Гофгассе 9.
Матушка не впал в отчаяние и занялся изобретательством, получив патенты на гидротурбину, устройство, предупреждающее машиниста о препятствии на путях и запорный клапан для газовых труб.
Несмотря на то, что патентами никто не заинтересовался, у матушки по-прежнему хватало денег на дом по Гофгассе 9, покупку сталелитейного заводика, аренду карьера и маленькие слабости - проституток, к которым он бегал чуть ли не каждый день.

Взято из карт Гугла
Для знавших Сильвестра Матушку его арест в октябре 1931 года по обвинению в подрыве поезда стал громом среди ясного неба. Следует сказать, что Матушка долго готовился к своему главному делу.
Начал он как чеховский злоумышленник. Вечером, в канун нового 1931 года, один железнодорожник шел по путям между станциями Унтер Обендорф и Ансбах, что находятся неподалеку от Вены. Несмотря на темень он обнаружил, что в одном месте накладка, соединявшая рельсы отсутствует, а сам рельс отогнут наружу пути. Как мог он соединил рельсы и бросился за подмогой. Несчастья не произошло и следствие не производилось.
Месяц спустя 30 января 1931 г. примерно в том же месте с рельс сошел скорый поезд Вена - Париж. Кто-то прикрутил к рельсам нечто вроде вагонного сбрасывателя, сделанного из профилей и уголков, продающихся в хозяйственных магазинах. Полиция нашла магазин, в котором злоумышленник купил эти детали, но его описание ничего не дало.
Поздно вечером 8 августа того же года злоумышленник устроил крушение поезда в Германии. Неподалеку от городка Ютеборг скорый поезд Франкфурт-на-Майне – Берлин сошел с рельсов и рухнул с высокой насыпи. Пострадало 109 человек, из которых позднее несколько умерли.

Это уже было серьезно. На расследование теракта (в том, что преступление политическое не сомневался никто) бросили сыщиков с европейскими именами. С результатами было не густо. Удалось найти обрывки проводов и приколоченный с дереву обрывок газеты нацистов Ангриф, на котором от руки были написаны слова Преступление - Революция - Победа.
По чистой случайности на следующий день произошли попытка досрочного роспуска прусского парламента и убийство двух полицейских на берлинской Бюлов-платц, совершенное будущим шефом ШТАЗИ Эрихом Мильке.
Начались аресты нацистов и коммунистов. Однако, вскоре их пришлось отпустить - у всех на момент взрыва было алиби. И вновь следствие зашло в тупик.
Следующий взрыв прогремел в Венгрии - 13 сентября 1931 г. экспресс Будапешт - Вена рухнул с виадука, переброшенного через долину между станциями Торбадь (сейчас Биаторбадь) и Хедешалом. Высота виадука была 25 метров.
По чистой случайности на следующий день произошли попытка досрочного роспуска прусского парламента и убийство двух полицейских на берлинской Бюлов-платц, совершенное будущим шефом ШТАЗИ Эрихом Мильке.
Начались аресты нацистов и коммунистов. Однако, вскоре их пришлось отпустить - у всех на момент взрыва было алиби. И вновь следствие зашло в тупик.
Следующий взрыв прогремел в Венгрии - 13 сентября 1931 г. экспресс Будапешт - Вена рухнул с виадука, переброшенного через долину между станциями Торбадь (сейчас Биаторбадь) и Хедешалом. Высота виадука была 25 метров.
Вниз рухнули паровоз, почтовый вагон, бельгийский вагон с местами третьего и четвертого классов, спальный вагон до Остенде, французский купейный вагон CFR АВ-4 и спальный вагон до Вены.

Взрыв произошел в 0.12, но первым спасателям удалось добраться к месту крушения лишь через два с половиной часа. 22 пассажира погибли, 117 получили ранения.

Спасательные работы продолжались до полудня следующего дня. Будапештские больницы были переполнены ранеными.


Бомба была устроена очень просто. Прикрепленный к рельсу складной метр нажимал на язычок чемоданного замка. Закрываясь тот замыкал электрическую цепь.

Заряд тринитрофенола был уложен в чемодан. Злоумышленник положил его между рельсов. Сила взрыва была такова, что пути оказались разрушены на расстоянии десяти метров.

И вновь все улики указывали на политику - на железнодорожной насыпи полиция обнаружила написанную карандашом листовку, стилизованную под обращение к рабочим. Неизвестный называл террористические акции средством борьбы за права рабочего класса, требовал рабочих мест для всех, угрожал капиталистам, что однажды те заплатят рабочим за все обиды.
Виадук восстановили. Так он выглядит в наши дни
Неизвестный допустил множество ошибок в тексте, казалось, что писал не венгр, а иностранец. Расследование передали Королевской государственной полиции. Полковник Имре Фаркаш рьяно взялся за следствие. Только за 13-14 сентября было арестовано порядка пяти тысяч человек. Хватали всех, кто был известен полиции как анархист или коммунист. За поимку преступников была установлена награда в 50 тысяч пенге.

Появились и первые "результаты". Фаркаш разослал копии листовки по всем полицейским участкам. Пришло сообщение, что похожий почерк у электромонтера Мартина Ляйпника, как коммуниста зарегистрированного в полиции. По месту регистрации Ляйпника не нашли, он уехал еще несколько месяцев назад.
Проверка показала, что примерно за год до взрыва Ляйпник занимался электричеством в деревне Торбадь. Он жил в местной гостинице и несколько раз пил пиво и играл в карты с начальником станции Йожефом Андьялом. Именно он первым дал знать о крушении.
Андьяла задержали. На первом допросе полковник предложил сразу сознаться в причастности к взрыву. Но сознаваться железнодорожнику было не в чем. Он не скрывал, что пил пиво и играл в карты с Ляйпником, но к взрыву не имеет никакого отношения. Не помогали ни многочасовые допросы, ни избиения.
Полиция вспомнила о том, что до экспресса по виадуку должен был следовать товарняк. Андьял якобы намеренно задержал его, а вперед пропустил экспресс. На это железнодорожник отвечал, что экспресс нагонял расписание и он был обязан пропустить его.
В конце-концов, не выдержав допросов Йожеф Андьял в ночь с 29 на 30 сентября покончил с собой в тюремной камере. Эта смерть лишь убедила полковника, что он на верном пути.

Пока шло разбирательство, через две недели после взрыва Сильвестр Матушка потребовал от Венгерских государственных железных дорог возместить ущерб за погибший багаж в сумме 2500 пенге. Железная дорога поручила разобраться с делом бывшему будапештскому полицейскому Йожефу Хабли. Дело было простым, требовалось подтвердить, что Матушка ехал в экспрессе и купил билет.
Проверяя списки Хабли обнаружил, что Матушка ехал в вагоне, большая часть пассажиров которого погибла, а уцелевшие были тяжело ранены. Однако Матушка не получил ни царапины. На газетных фотографиях он был в чистой одежде.
Неужели Матушка врет и в момент взрыва находился где-нибудь в уцелевшем вагоне, а теперь выманивает деньги? Хабли запросил Вену и оттуда сообщили, что у Матушки есть недвижимость, завод и карьер. Карьер, а ведь там вовсю пользуются динамитом!
Хабли поехал в Вену, а вернувшись в Будапешт написал письмо бывшим коллегам, что по его мнению, Сильвестр Матушка сам устроил взрыв поезда. Но бывший полицейский так и не получил обещанной награды.
После взрыва была образована международная полицейская бригада, куда вошли следователи из Австрии, Венгрии и Германии. На Матушку якобы обратили внимание из-за его странного поведения. Оказалось, что в момент взрыва Матушки не было в поезде. Он сошел на первой станции и добрался до виадука на заранее заказанном такси. Его арестовала венская полиция и под давлением улик он сознался в содеянном.

На суде в Вене Матушка устроил настоящую комедию. Плакал, рассказывал о голосах в голове, о некоем Бергмане, который подговорил его взорвать виадук. Но все без толку. Австрийский суд признал его вменяемым и приговорил к шестилетнему заключению в тюрьме строгого режима. После этого Матушку увезли в Будапешт, где уже венгерский суд отправил его на виселицу.

Но Сильвестр Матушка был гражданином Австрии, где не было смертной казни. Суду пришлось заменить приговор на пожизненное заключение и Матушку отправили отбывать наказание в австрийскую тюрьму. Там он благополучно пережил аншлюс и войну. Следы Сильвестра Матушки затерялись в хаосе последних месяцев существования III Рейха.
В советское время Венгрию не зря считали самым веселым бараком в социалистическом лагере. В 1982 году режиссер Шандор Шимо снял фильм под названием Виадук (Viadukt), рассказывающий о нелегкой жизни Матушки. Как оказалось, плохого человека поймали очень плохие люди
Фото и другие материалы с сайтов:
einestages.spiegel.de
iho.hu
www.kirandulasok.com

Появились и первые "результаты". Фаркаш разослал копии листовки по всем полицейским участкам. Пришло сообщение, что похожий почерк у электромонтера Мартина Ляйпника, как коммуниста зарегистрированного в полиции. По месту регистрации Ляйпника не нашли, он уехал еще несколько месяцев назад.
Проверка показала, что примерно за год до взрыва Ляйпник занимался электричеством в деревне Торбадь. Он жил в местной гостинице и несколько раз пил пиво и играл в карты с начальником станции Йожефом Андьялом. Именно он первым дал знать о крушении.
Андьяла задержали. На первом допросе полковник предложил сразу сознаться в причастности к взрыву. Но сознаваться железнодорожнику было не в чем. Он не скрывал, что пил пиво и играл в карты с Ляйпником, но к взрыву не имеет никакого отношения. Не помогали ни многочасовые допросы, ни избиения.
Полиция вспомнила о том, что до экспресса по виадуку должен был следовать товарняк. Андьял якобы намеренно задержал его, а вперед пропустил экспресс. На это железнодорожник отвечал, что экспресс нагонял расписание и он был обязан пропустить его.
В конце-концов, не выдержав допросов Йожеф Андьял в ночь с 29 на 30 сентября покончил с собой в тюремной камере. Эта смерть лишь убедила полковника, что он на верном пути.

Пока шло разбирательство, через две недели после взрыва Сильвестр Матушка потребовал от Венгерских государственных железных дорог возместить ущерб за погибший багаж в сумме 2500 пенге. Железная дорога поручила разобраться с делом бывшему будапештскому полицейскому Йожефу Хабли. Дело было простым, требовалось подтвердить, что Матушка ехал в экспрессе и купил билет.
Проверяя списки Хабли обнаружил, что Матушка ехал в вагоне, большая часть пассажиров которого погибла, а уцелевшие были тяжело ранены. Однако Матушка не получил ни царапины. На газетных фотографиях он был в чистой одежде.
Неужели Матушка врет и в момент взрыва находился где-нибудь в уцелевшем вагоне, а теперь выманивает деньги? Хабли запросил Вену и оттуда сообщили, что у Матушки есть недвижимость, завод и карьер. Карьер, а ведь там вовсю пользуются динамитом!
Хабли поехал в Вену, а вернувшись в Будапешт написал письмо бывшим коллегам, что по его мнению, Сильвестр Матушка сам устроил взрыв поезда. Но бывший полицейский так и не получил обещанной награды.
После взрыва была образована международная полицейская бригада, куда вошли следователи из Австрии, Венгрии и Германии. На Матушку якобы обратили внимание из-за его странного поведения. Оказалось, что в момент взрыва Матушки не было в поезде. Он сошел на первой станции и добрался до виадука на заранее заказанном такси. Его арестовала венская полиция и под давлением улик он сознался в содеянном.

На суде в Вене Матушка устроил настоящую комедию. Плакал, рассказывал о голосах в голове, о некоем Бергмане, который подговорил его взорвать виадук. Но все без толку. Австрийский суд признал его вменяемым и приговорил к шестилетнему заключению в тюрьме строгого режима. После этого Матушку увезли в Будапешт, где уже венгерский суд отправил его на виселицу.

Но Сильвестр Матушка был гражданином Австрии, где не было смертной казни. Суду пришлось заменить приговор на пожизненное заключение и Матушку отправили отбывать наказание в австрийскую тюрьму. Там он благополучно пережил аншлюс и войну. Следы Сильвестра Матушки затерялись в хаосе последних месяцев существования III Рейха.
В советское время Венгрию не зря считали самым веселым бараком в социалистическом лагере. В 1982 году режиссер Шандор Шимо снял фильм под названием Виадук (Viadukt), рассказывающий о нелегкой жизни Матушки. Как оказалось, плохого человека поймали очень плохие люди

Фото и другие материалы с сайтов:
einestages.spiegel.de
iho.hu
www.kirandulasok.com
@темы: ж/д