Муж вчера, пишуши рассказ, доматывался до меня, как ему в условиях постапокалипсиса послать сообщение на орбиту Юпитера. Мой ответ "никак" за ответ не принимался. Не, ну в принципе, наверное можно. Но не моим мужем, который нифига не понимает в радио, и не в условиях постапокалипсиса, когда у меня будут более важные заботы, чем объяснять ему разницу между наводящей системой баллистической ракеты и радиотелескопом. не говоря уже о том, что я с тех пор, как защитила диплом, об антеннах всех видов старалась не думать.
Этот 15-метровый телескоп некогда был крупнейшим субмиллиметровым телескопом в Южном полушарии. Сейчас он уже выведен из эксплуатацииМечты — они на то и мечты, чтобы рано или поздно махнуть на остальное рукой и взяться за их осуществление. Человеку, который работает научным журналистом-универсалом, сложно не мечтать о командировке в Чили. Почему? Да потому что один из главных источников астрономических новостей и красивых картинок со звёздным небом — это Европейская южная обсерватория, ESO. Вы спросите, при чём тут Чили? Всё очень просто: ESO — это учреждение. Со штаб-квартирой в Германии и телескопами в Чили. Поэтому в начале года один из авторов блога сел на самолёт и отправился в путешествие на край света.
Лучшее небо планеты
Научный журналист Г. Проницательный из повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких был прославлен фразой: «Оорт первый взглянул на звёздное небо и заметил, что Галактика вращается». Разумеется, нидерландский астроном Ян Оорт был не первым, кто поднял голову и заметил вверху звёзды. Но именно он в 1953 году выступил с инициативой перенести центр наблюдений в Южное полушарие. В Европе астрономический климат никуда не годится: мало ясных дней, много пыли, тумана, света от городов. И к тому же совсем недоступны для наблюдения ближайшие галактики — Большое и Малое Магеллановы Облака.
читать дальше

Ночное небо над Ла-Сильей
Годом позже шесть стран подписали соглашение о создании Европейской южной обсерватории (ESO). Какое-то время думали, что строить её надо в ЮАР, но в итоге сошлись на том, что Чили лучше. Чем? Анды — пустынные высокие горы, там больше солнечных дней и меньше влаги в атмосфере. В 1962-м была заключена Конвенция ESO, и через четыре года первые телескопы первой обсерватории Ла-Силья увидели свет.
Обсерватория по-домашнему
От Сантьяго до Ла-Сильи 600 километров по Панамериканскому шоссе на север. Мы планировали остановиться на ночь в городе Ла-Серена, втором по древности в Чили (хотя какая там древность — XVI век!). Но не получилось: из-за ночной аварии (не нашей) на Панамерикане мы заночевали в придорожном мотеле — и любовались Магеллановыми Облаками в ожидании, пока с трассы смоют бензин и обломки.
Тем не менее в Ла-Силье мы были вовремя.
Попасть журналисту в ESO непросто. Сначала пишется запрос, который должен пройти множество инстанций, ведь обсерватории разбросаны по всему северному Чили — руководство в Сантьяго, а главный офис вообще в Германии. Затем, если сочтут, что ваш вояж можно считать медиавизитом, предложат программу — с точностью до часа, когда нужно подъехать к воротам обсерватории и когда нужно её покинуть.

Вид на небольшие телескопы Ла-Сильи
Назначат медиакоординатора, человека из пресс-службы ESO, который будет повсюду вас сопровождать — фактически превратится на сутки в ваше альтер эго. При этом координатор не живёт в обсерватории, он специально приезжает — из Сантьяго или другого города. Нашим Вергилием по Ла-Силье стал Эрнан Хулио, в числе прочего главный редактор популярного чилийского журнала об астрономии.
Обсерватория Ла-Силья — первая среди построенных ESO и давно не является передовым объектом. Здесь не работает половина телескопов — не потому, что они плохи, а потому что есть более крутые приборы и деньги, естественно, инвестируют в них. Поэтому тут всё по-домашнему: приехали, поселились (в коридорах гостиницы свет не горит — с засветкой тут активно борются, но в брелок от ключа вмонтирован фонарик), пообедали (столовая, работающая по принципу шведского стола, открыта для астрономов и гостей круглосуточно, особенно людно там ночью) и поехали осматриваться.
По всему «седлу» — а именно так переводится la silla с испанского — рассыпано почти два десятка телескопов. Пожалуй, стоит рассказать о четырёх из них. В порядке возрастания диаметра.
Самый крошечный — 60-сантиметровый телескоп REM. Обычно эти буквы (от английского rapid eye movement — «быстрые движения глаз») обозначают быструю фазу сна. Здесь что-то похожее: телескоп на монтировке «быстрый глаз». Это небольшой телескоп, но очень быстрый. Если с космического гамма-телескопа приходят данные о всплеске излучения, REM почти мгновенно наводится на нужную точку, чтобы попытаться увидеть после свечение гамма-телескопа в оптическом диапазоне.
3,58-метровый NTT расшифровывается как «телескоп новой технологии». Его зеркало гибкое и может корректировать искажения, возникающие под действием температуры. Это первый в мире телескоп с активной оптикой — теперь так строят все крупные аналогичные инструменты.

Зеркало NTT
Главный 3,6-метровый телескоп Ла-Силья. Он не имеет названия. Зато на нём стоит удивительный прибор HARPS — написанные с его помощью статьи составляют, пожалуй, львиную долю научного наследия обсерватории. Дело в том, что этот прибор, детектор лучевых скоростей звезды, улавливает небольшие колебания светил, вызванные вращением вокруг них экзопланет. Если, колеблясь, звезда начинает приближаться к нам, спектр её сдвигается к фиолетовому концу, если удаляется — к красному. Чувствительный HARPS благодаря эффекту Доплера может улавливать совсем небольшие изменения в скорости движения звезды — всего несколько километров в час.

Самый большой телескоп в Ла-Силье с диаметром зеркала 3,6 м. Именно тут открывают экзопланеты при помощи прибора HARPS.
15-метровая субмиллиметровая антенна, установленная на паях Швецией и ESO, уже не работает, поскольку в строй введена обсерватория ALMA. А когда-то это был самый крупный субмиллиметровый телескоп во всём Южном полушарии. Но антенну не демонтируют: она создаёт потрясающе красивый фон для закатных и ночных фотографий. И да, закаты там невероятные: видеть Солнце, садящееся в облака над горами и над Тихим океаном…



Ниже гостиницы находится центр управления, в котором и работают ночью астрономы, наблюдая экзопланеты и далёкие галактики. Конечно, учёные не сидят и не смотрят в телескопы. Как правило, в них просто невозможно посмотреть.
Часа в два ночи, когда села Луна, я тоже вышел на звёздную фотоохоту — грех было не сделать снимки Млечного Пути и Магеллановых Облаков. Эрнан предупредил: не стой со штативом на дороге. Ночью астрономы и техники ездят к куполам телескопов и обратно с выключенными фарами. Могут и не заметить. Но — обошлось.

15-метровый телескоп не работает, но служит прекрасным объектом для вечерней фотосъёмки.
Блистательный Параналь
В 1990-х годах стало понятно, что телескопы в Ла-Силье устаревают. И надо строить новые. Можно было заменить телескопы на старом месте, а можно, как шакал Табаки и тигр Шер Хан, пойти на север. И вот, в 10 часах езды от Ла-Сильи на горе Серро-Параналь начали строить новую обсерваторию с принципиально новыми телескопами.
Ехать туда нужно было с ночёвкой, и мы остановились в портовом городке Кальдера — в отеле с замечательным названием «Окаменелости» (в Чили находят довольно много останков динозавров, есть даже чёрный рынок их костей). Крошечный городок на 15 000 жителей с первым в стране железнодорожным вокзалом. Интересный момент: пока едешь по приокеанским городкам, везде указатели — куда бежать в случае цунами.



До Параналя мы добрались в срок: цунами не случилось, и пятьдесят оттенков пустыни (от чёрного до красного, минуя жёлтый) нас не испугали. В назначенный час мы стояли на проходной обсерватории, в которую я мечтал попасть по двум причинам: как научный журналист и как фанат бондианы. Помните гостиницу в пустыне, которую Джеймс Бонд разнёс в фильме «Квант милосердия»? Это была гостиница обсерватории Параналь.

Общий вид на башни VLT днём.
Итак, Параналь — самая большая в мире оптическая астрономическая система: четыре 8,2-метровых телескопа, работающих как единое целое. Очень большой телескоп. Да, он так и называется — Very Large Telescope (VLT). Справедливости ради скажем, что каждый из телескопов имеет своё имя: Анту, Куйен, Мелипал и Йепун, то бишь на языке коренного населения — Солнце, Луна, Южный Крест и Венера.
По соседству стоит гора со срезанной вершиной. Через восемь лет там, по идее, должен заработать Офигительно Большой Телескоп — European Extremely Large Telescope, E-ELT. У него будет зеркало диаметром 39 метров.
Ну а пока нас встретили на въезде, переписали номера всей электроники, поселили в гостинице, дали пообедать и повезли на телескопы. На сей раз мы поднимались туда трижды. Днём — просто полюбоваться видами, открывающимися с площадки; вечером — посмотреть, как эти гиганты готовятся к наблюдениям и открывают купола, а также пообщаться с астрономами, которым предстояло работать в эту ночь; утром — понаблюдать, как техники обслуживают телескопы после ночной смены. А заодно и посетить VST и VISTA — обзорные телескопы с большими зеркалами (у VISTA рекордные для «обзорников» 4,1 метра) и сложной судьбой. Например, 2,65-метровое зеркало для VST делали трижды. Первый раз повезли морем — оно разбилось, второй раз снова морем — зеркало залило морской водой, и оно корродировало, в третий раз отправили самолётом…




Главное зеркало первого телескопа VLT — Анту.
ALMA: главное — чувство безопасности
Обсерватория ALMA находится на самом севере Чили. Ближайший город — оазис Сан-Педро-де-Атакама. Ещё в XVI веке сюда, в пустыню Атакама, пришёл некий Пётр, в будущем святой, но не апостол, целью кого-нибудь крестить. Нам так и не сказали, нашёл он тут кого-нибудь, кроме альпак (это такое домашнее животное из семейства верблюдовых размером c овцу), но храм того времени стоит и поныне. Дорога до Сан-Педро — это сменяющие друг друга пустыни плюс одно минное поле (кому потребовалось минировать квадратный километр пустыни — отдельный вопрос).




ALMA — самое современное и крупное радиоастрономическое сооружение в мире. Плато Чахнантор — лучшее в мире место для наблюдения в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах, в которых видна холодная материя Вселенной, в том числе зарождающиеся экзопланеты. Очень сухо и очень высоко. Строительство обсерватории закончилось совсем недавно, в 2013 году, посему мне выпала честь стать первым, кажется, российским научным журналистом, побывавшим здесь.
66 антенн, 12- и 7-метровых, были доставлены сюда тремя организациями: европейской ESO, американской национальной обсерваторией NRAO и японской NAOJ. Антенны установлены на высоте 5000 метров. И попасть туда ну очень непросто. Судите сами: сначала КПП, на котором висит объявление, что охрана имеет право проверить всех, и водителей, и пассажиров, на алкотестере. И при малейшем отклонении от нуля не пустить дальше. Потом OSF, Operation Support Facility. Это уже 3 000 метров. Здесь нас встречает сопровождающий Данило Видаль, наполовину чилиец, наполовину француз.

Одна из антенн ALMA.
Идём к врачу — от него теперь зависит, будем ли мы допущены к антеннам. Давление. Пульс. Насыщение крови кислородом... «Пойдёт», — резюмирует врач. Кстати, туристов туда не пускают вовсе. Только важных гостей, к коим нас почему-то причислили.
Чай, приготовления (солнцезащитный крем, очки, кислородные приборы на всякий случай) — и снова в машину. Джип Данило, в отличие от седана, справится с высотой. По дороге встречаем викуний — диких альпак. Снимать разрешают, выходить из машины нет («У животных будет стресс!»).


35 минут, и мы наверху. Сначала — в центр управления, где расположен обрабатывающий данные суперкомпьютер-коррелятор (ALMA собирает 120 Гбайт информации в секунду). И снова врач — измерив оксигенацию, он советует: «Вы бы, батенька, надели кислородную маску. Маловато кислорода в кровушке!» Баллон беру с собой (не хватало ещё брякнуться в обморок перед людьми), но маску не надеваю. Сначала немного темно в глазах, потом — привычно.
Антенны числом 66 штук установлены поблизости друг от друга и разделены на три группы. Данило на полном серьёзе говорит: «Посмотрите, японские антенны поставлены по фэншуй, европейские компактно, ну а американские — сами видите» и разводит руками. При необходимости два специальных 28-колёсных тягача «Отто» и «Лора», названные по именам конструкторов, растаскивают эти американские антенны на 16 километров для улучшения разрешающей способности.



Антенны расположены тремя группами: японская, европейская и американская.
Два часа наверху и вниз, к астрономам — поговорить об экзопланетах, космической пыли, девятой планете, которую можно попробовать поискать с помощью ALMA. Затем в оазис, и длинная дорога домой. Три дня, четыре перелёта. Но знаете… уже сейчас ясно, что в Чили нужно приехать через восемь лет. Когда запустят E-ELT. Однако столько ждать я не смогу. Я уже хочу туда вернуться. И обязательно вернусь.
Автор блога написал эту статью для журнала "Кот Шредингера" (kot.sh/statya/1791/ohota-na-kosmos)
Ночью астрономы и техники ездят к куполам телескопов и обратно с выключенными фарами.
И с чего бы это?
Как правило, в них просто невозможно посмотреть.
Есть милая байка про человека, который еще ребенком мечтал стать астрономом и смотреть на звезды.
И когда он вырос, его мечта сбылась - он стал астрономом, после чего купил себе любительский телескоп и когда ездил работать в Параналь, брал с собой его с собой и смотрел на звезды сколько хотел...
Именно, именно! нет, чтобы с прожекторами! Помощнее! И желательно, широкого спектра - от дальнего ИК! Чтобы никто не уполз обиженным!
И причем вовсе не потому, что боятся, что посетители/персонал в пьяном виде свалят антенны...
Вообще, в ESO (и на ла Силье, и на Паранале) алкоголь запрещен, по официальному разъяснению, "не из-за опьяняющих свойств, а из-за повышения опасности обезвоживания организма".
Сириуса не жалко. А альф Центавра - и подавно.
А вообще, даже жалко - представляете, какие картинки с телескопов ESO могла бы увидеть восхищенная публика? "Сталкивающиеся галактики, подсвеченные прожектором"...
Так что, могет, и засвеченные галактии на ура пойдут
Это дубли у них простые - сидят по ла Сильям и Параналам. А публика думает, что астрономы лично.
Вдумайтесь - разве может нормальный человек ехать в такие места? Достаточно почитать тамошние рекомендации:
Drink extra water or juices. Do not drink water from the faucets.
Alcohol is forbidden at all ESO high altitude sites, not only because of its inebriating properties, but it can increase the risk of dehydration.
Eat light, high-carbohydrate meals.
Avoid sedatives and similar medication.
Never use medicinal treatment instead of descending, without consulting an ESO physician or paramedic at the site.
Use skin protection: for example, wear clothing that covers arms and legs, and a hat; apply a broad-spectrum sunscreen of sun protection factor 15+ liberally on areas of the body not protected by clothing, and reapply it frequently
Use eye protection: for example, wear UV-protection sunglasses of a wrap-around design, and a wide-brimmed sun hat.
Кошмар... Проще, по-моему, на орбитальную станцию слетать...
Так и я о том! Следуя за модой!
/*Задумчиво вспоминает чувствительность матриц*/ Впрочем, "полу-" не получится...
Зато есть еще такие чудесные места, как Мауна-Кеа и ENO на Канарах... Сравните Гавайи или Канары - и пустыню Атакама...
А на Гавайях жарко и душно.
А ваще на вас не угодишь: в Атакаме сухо, на Гаваях - душно...
Остается только построить на Канарах СПб, и гармония воцарится!
Эх... острова разные. Гонолулу - на Оаху, а Мауна Кеа - на Большом острове.
А ваще на вас не угодишь: в Атакаме сухо, на Гаваях - душно...
Еще бы. Кто же экстрим любит?
Остается только построить на Канарах СПб, и гармония воцарится!
Чудесная мысль!
Но издалека у расстояний возможны разные аберрации)
Моя бабушка в Беларуси, чтобы узнать погоду в Воркуте, около которой мои родители когда-то жили, слушала прогноз про Иркутск.
Моя мать, проживая в той же Беларуси, полагала, что Нижний Новгород, где я когда-то жила, в часе или двух езды от Оренбурга на поезде.
Вот щас размышляю, куда услать дочь, чтобы поддержать славные семейные географические традиции))) Я уже на месте, в Беларуси.
И соединены пешеходным мостиком...
Моя бабушка в Беларуси, чтобы узнать погоду в Воркуте, около которой мои родители когда-то жили, слушала прогноз про Иркутск.
Моя мать, проживая в той же Беларуси, полагала, что Нижний Новгород, где я когда-то жила, в часе или двух езды от Оренбурга на поезде.
Вот щас размышляю, куда услать дочь, чтобы поддержать славные семейные географические традиции))) Я уже на месте, в Беларуси.
А представляете, если жить в скоплении Девы? "Тут, по соседству с вами, в Андромеде..."
Вот да, они же рядом!