Оригинал взят у в
По следам сериала «Гудини и Дойл», в котором писатель-детектив и иллюзионист расследуют паранормальные криминальные загадки, можно вспомнить, что реальная, а не киношная жизнь этих людей была не менее захватывающей.

Удивительно, но Дойл, создавший Шерлока Холмса — человека с рациональным складом мышления, исповедовавший власть логики над сверхъестественным, слыл большим поклонником мистицизма и участвовал в спиритических сеансах. В то время как Гарри Гудини, успех уникальных и опасных иллюзий которого иначе как вмешательством потусторонних сил не объясняли, был ярым их противником. Казалось, что они поменялись ролями, но факт остается фактом — в этом вопросе у них согласия не было.
читать дальше

Шерлок Холмс и витающий в облаках Артур Конан Дойл, карикатура из журнала «Панч»
В 1920 годы после разрушительной Первой Мировой войны и пандемии «испанки», произошло возрождение спиритизма. Это было объяснимо. Если раньше, в конце XIX века, обращение к духам умерших не выходило за рамки салонных развлечений, теперь, когда война и болезнь унесли жизни миллионов, нашлось огромное количество желающих пообщаться с безвременно ушедшими родственниками.
Гарри Гудини не только выступал против медиумов, которые обманывали скорбящих людей, он объявил крестовый поход и собрал команду крестоносцев. В нее вошли около двадцати человек, которых он называл: «моя секретная служба». Их цель — разоблачение обмана и вымогательства, «рэкета на призраках», как говорил Гудини. Это были самые разные люди, и далеко не все из них являлись безоговорочными противниками спиритов.

Гудини на сцене демонстрирует методы обмана медиумов
Одной из заметных фигур, примкнувших к воинству Гудини, была Роуз Маккенберг. Ее также называли самой успешной «охотницей за приведениями» начала XX века. По собственным словам Роуз, она выросла в Нью-Йорке и до встречи с Гудини была медиумом и частным детективом.

Реклама с Роуз Маккенберг: «Призраки и фейки»
Однажды ее увлечение и профессиональная деятельность вступили в противоречие. Роуз наняли для дела, результатом которого должно было стать разоблачение мошенничества с участием медиумов. Занимаясь расследованием, она пришла за консультацией к Гарри Гудини, известному своей непримиримостью к шарлатанам от «призрачного бизнеса». Гудини был впечатлен способностями Роуз. Она продемонстрировала свои лучшие качества детектива: целеустремленность, логику, наблюдательность и способность… к перевоплощению. Для такого мастера как Гудини это стало немаловажным обстоятельством, и он предложил Роуз присоединиться к своей команде.
Как правило, «охотники за приведениями» Гудини действовали следующим образом. «Секретная служба» приезжала в город, в котором планировались гастроли мастера, за несколько дней до его приезда и разведывала «спиритический бомонд», собирая доказательства мошенничества. Эти данные передавались в руки Гудини, и тот прямо на сцене во время своего выступления предавал их гласности, разоблачая мошенников.
Такие методы неизбежно привели к тому, что у Гудини и Роуз, которая со временем также стала лицом предприятия, появилось много недоброжелателей и откровенных врагов. Причем как «истинно верующих» в спиритизм, которые видели в деятельности Гудини посягательство на их убеждения, так и дельцов, усматривавших в ней угрозу своим доходам. Иногда доходило даже до столкновений и беспорядков.
Здесь и пригодились навыки перевоплощения, которые изначально были нужны для внедрения в среду медиумов. И Гудини, и Роуз не раз приходилось до неузнаваемости изменять свою внешность, чтобы тайно присутствовать на спиритических сеансах. Приезжая в новый город, Роуз первым делом отправлялась в людные места, присматриваясь к дамам, изучала местные типажи, чтобы при случае суметь выдать себя за «школьную учительницу», «матрону» или «вдову» в траурном наряде.

Роуз и ее «типажи»



За те несколько лет сотрудничества с Гудини, Роуз сохранила благосклонное отношение к тем, кто искренне верил в возможность общения с потусторонним миром, но она избавилась от собственной веры в это, и стала убежденной противницей тех, кто зарабатывал деньги, манипулируя верой людей.
При этом сам Гарри Гудини не собирался ограничиваться разоблачениями обманщиков, хотя к 1925 году количество средств, которые он вкладывал в свои разоблачения в сфере «рэкета на призраках», приближалось к полумиллиону долларов в год. Огромная сумма, которая по сегодняшним меркам с учетом инфляции увеличивается многократно. Однако все познается в сравнении. Оборот денег в этом преступном бизнесе варьировался в пределах тридцати миллионов долларов в год. А в первое послевоенное время эта цифра достигала ста двадцати пяти миллионов.
Гудини понимал, что решать проблему нужно на государственном уровне, и он пошел дальше. Вместе с Роуз он выступал в Конгрессе в поддержку законопроекта, который был призван запретить проведение спиритических сеансов за деньги. Однако законопроект не получил должной поддержки. И как выяснила Роуз, проведя очередное расследование, это произошло потому, что несколько сенаторов тоже любили посещать спиритические сеансы.

Гарри Гудини выступает перед комиссией Конгресса
После смерти Гудини в октябре 1926 года Роуз продолжала его дело еще несколько лет. Она стала одним из самых информированных экспертов в среде всевозможных спиритов, ясновидящих, распространителей чудодейственных лекарств и «волшебных» зелий.

Одна из статей, в которой рассказывается о таинственной девушке-детективе из команды Гудини
Известно, что Роуз написала книгу с подробным описанием своих приключений, которую она назвала «Так что, вы хотите принять участие в сеансе?» Но мемуары так и не вышли в свет. Некоторые фрагменты воспоминаний публиковались в прессе на протяжении 1929 года, но не более.
В это же время Роуз формально удалилась на пенсию, но ненадолго. В условиях разразившейся Великой депрессии она посчитала, что ее наработки снова будут нужны, и не ошиблась.

Роуз проводит «спритический сеанс». Обратите внимание на корюк, скрытый под рукой, при помощи котрого приподнимается стол
В 1945 г. она работает в газете «Чикаго трибьюн» и публикует серию разоблачительных статей. Вот репринтное воспроизведение одной из них, датированной 5 августа 1945 года.
Роуз вывела печальную и очевидную закономерность — после опустошительных войн и катаклизмов у людей появлялась потребность в «общении» с покинувшими их близкими. Так было после Первой Мировой и «испанки», после Великой депрессии, Второй Мировой, а потом и войны в Корее. И всегда черный бизнес откликался на этот спрос. По личным оценкам Роуз Маккенберг корейский конфликт породил 150 тысяч медиумов, и цифра эта должна была только возрастать. И снова Роуз не ошиблась. По данным 2013 года в США годовой оборот «сферы психических услуг» составляет около двух миллиардов долларов. И лишь немногочисленное количество современных медиумов использует методы обмана, которые разоблачали Гарри Гудини и Роуз Маккенберг в первой половине 20-х годов прошлого века.
Посвятив тридцать лет жизни противостоянию тьме невежества, в своей нью-йоркской квартире она никогда не выключала свет, так как «устала сидеть в темных комнатах».