Оригинал взят у в Большой чугунный миф
Замечательные сказки писал уральский сказочник Е. Пермяк. Вот одна из них – «Я, - говорит Сталь, - нержавеющая, не темнеющая, хитро сваренная!
Как алмаз крепка, как змея гибка. Закалюсь – не отколюсь. Пилить, сверлить, резать – все могу, на все пригодна! Хочешь - булатом стану, хочешь – иглой! Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю… А ты что, Чугун? На сковородки, на утюги только и годен. Ну да еще на станины второсортные, да на шестерни молотильные! Ни ковок, ни ловок, хрупок как лед… Забыла только сталь, что жизнью своей она чугуну обязана».
читать дальше
Да в ней намек – только вот помнят ли брат с сестрой – Чугун да Сталь кому они оба жизнью обязаны?
А обязаны они оба простому Железу. Которое когда-то получили почти случайно древние халдейские металлурги. Почти наверняка, однажды подмастерье насыпал в печку железной руды вместо медной, или попытался холодным способом «отковать» кусок метеорита. Ан – не вышло. Сколько времени прошло до тех пор пока додумались железо перед ковкой нагревать – про то история умалчивает. Джальджа – назвали новый металл халдейские маги и чародеи и присвоили ему тайный знак – щит и копье Марса – известно ведь железными мечами и копьями воинам всех времен махать неизмеримо приятнее, чем мягкими медными и бронзовыми.
Но несмотря на тайные знаки, все же знания о том, как выплавлять железо распространились постепенно по всей обитаемой суше. И в начале нашей эры в каждой кельтской и древнегерманской деревне главной была печь или «волчья яма» для выплавки железа. Сохранившиеся с той поры довольно тонкой работы железные украшения - подвески, пряжки, пуговицы и, разумеется, мечи с характерной вязью можно было, кстати, увидеть в 2007 году на выставке в Пушкинском музее на выставке "Эпоха Меровингов - Европа без границ".
При древней технологии, когда смесь угля и железной руды продували, пользуясь силой ручных мехов, или ветра, дующего в трубе, уложенной в склоне оврага, могла произойти лишь одна реакция - восстановление металлического железа. Тепла ни на что другое не хватало. Железные лепешки затем нагревали и ковали, пока не остыли, выбивая примеси вручную. Но у этого трудоемкого метода был и свой плюс – чем чище получалось железо, тем меньше оно подвергалось ржавлению.
Среди железных мечей, орленых застежек и прочих поясных украшений в музее был выставлен дивной красоты бронзовый Dutch oven, что в грамотном переводе с американского - голландская кастрюля формой и размером с два ведра, которой почти 1,5 тысячи лет. Вот тут он мелькает в самых первых кадрах репортажа об открытии выставки. www.newstube.ru/#/video/C80ECCAB-04E1-40C4-A81B...
Античная бронзовая посуда – как воинские походные котлы, так и утилитарные домашние котелки для варки в Европе довольно быстро канула в лету. В средние века, ее вполне заменили поначалу глиняная и медная. Когда воинский пыл немного поугас, а границы устаканились, появилась возможность пустить стратегический металл и на мирные нужды – стали делать посуду и из железа - котлы впечатляющих размеров.

Для жарки в основном использовались железные шпаги вертела и медные и железные сковороды и противни. И Россия не отставала от Европы: «в поварне на очаге два прута железных длинных, да пять поперечных, пять жаровен больших и малых с таганами, четыре расщепа железных, в квасоварне два котла железных по сорок ведер в очагах…». Даже решетки для царских дворцов ковали железные:

Это я к чему, собственно. А к тому, миф о старинности чугунной посуды есть только миф и ничего более. Вплоть до середины 19 века железо и медь, а с конца 18 века – латунь, правили на кухне бал.
Да с чугуном в Европе и познакомились-то только, когда водяные научили людей строить водяные мельницы, эльфы показали им леса Шварцвальда, а гномы - угольные массивы Британии, рурский бассейн и залежи железной руды в Альпах. И получили чугун тоже случайно, но только не на заре человечества, а уже вполне в современности – в Европе в XIII-XIVвеке.
Когда уже все в Европе закрутилось-завертелось и технический прогресс поскакал семимильными шагами, темпертуры в печи повысились, и железо удалось-таки расплавить. При этом оно захватило углерод – получилась вместо железа фигня – чугун.
Большие мальчики, разумеется, оценили преимущества чугунных ядер, а также лафетов пушек:

И пошло-поехало. Как известно из старинных учебников по «Новой истории» к концу XIX века «Германия уже выходила на первые места по выплавке чугуна и стали, а на заводах Круппа работало уже сколько-то там тысяч человек». Именно на это время приходится расцвет чугунной посуды самых известных зарубежных фирм, которая с успехом служит до сих пор.
Griswold просуществовала с 1865 по 1950-е.
John Wright основана в 1884г. www.jwright.com
Lodge основана в 1896 и существует до сего времени.
Но это все в Европах. А у нас?
А наша русская душа кроме пушек и ядер разглядела в чугуне предмет искусства. И на демидовских заводах возник художественный промысел. До посуды ли тут, когда создавались малые и большие формы, для усадьбы князей Голициных:


Для особняка Демидовых:


Потом-то стало попроще – чугунные решетки смогли себе позволить и страховое общество:

и банкиры из Китай-города:

и даже городская дума:

Примерно к началу 20 века в Каслях стали лить и художественную посуду попроще – вазы-сухарницы, формы для выпечки и чугунные таганки – сковородки, формой приближенные к воку, но с плоским дном и на трех ногах - это принадлежность русской кухни, заимствованная у тюркских народов, и еще восточнее, благополучно дожила и до сегодня. Ноги, правда, отпали за ненужностью разводить под сковородой огонь, но осталось даже название - «треножка», «тренога».
Но известные события начала 20 века прервали чугунную эпопею.
Вторая волна чугунной посуды в Европе пришлась на 30–40годы, и по историческим меркам эти фирмы и вовсе молодежь.
Le Creuset основана в 1925г. www.lecreuset.com/global-landing-page/?ReturnID...
Le Chasseur примерно с 1933г. www.chasseur.co.uk/Chasseur
Descoware продержалась с середины 1940-х. до середины 70-х. www.youpickedawinner.com/desco_hist.html
Чугунные горшки, повторяющие форму русских глиняных горшков, обязательно эмалированные внутри, массово появились в обиходе русской деревни только в 30-е годы. С индустриализацией и задавливанием на корню гончарных промыслов-артелей. Толщина стенок таких чугунков составляла всего несколько миллиметров. Вот фото чугунка тех лет – можно вполне убедиться в изяществе и тонкости:
www.greenmama.ua/forum_img/01/97/95/89.2.chugun...
Сетовать на то, что невозможно сейчас сварить «щей чугунок» - еще один миф. Их и не варили в чугунке. Максимум – картошку с салом, ну кашу может быть.
Патамушта, хоть горшки и были эмалированными, и теоретически им не была страшна кислота «кислых суточных щей», но искусство чугунного литья, заведенное на демидовских заводах, как и многое другое, оказалось утрачено. Отчасти из-за изменения технологических процессов, отчасти за ненужностью, отчасти по дурости. Ведь чтобы чугун имел отличные литейные свойства, должны выполняться ряд непростых условий – для тонкости отливки необходима примесь кремния, для гладкой поверхности и легкоплавкости – фосфора, для прочности и упругости – серы. Но как только один из параметров выйдет за границы допустимого, то и получится у нас изделие массового потребления от похмельного литейщика по методу «так уж получилось». Чем грубее поверхность чугуна, тем хуже пристанет к нему эмаль. Да и качество эмалей оставляло и оставляет по сей день желать лучшего. Трещины эмали получаются на наших чугунках довольно быстро и легко, и такой чугунок для готовки непригоден. Разве что цветы в нем выращивать, да и то вредно.
Послевоенные чугунки легко нашли себе замену в чугунках и сковородках из силумина. Хозяйки были им несказанно рады. Ушла, наконец, ржавчина. А больше того – себя жалко – тягать тот чугуний туда-сюда тяжести ворочать. Ведь любой чугунный горшок тяжелее своего силуминового собрата, а наполненный и подавно.
Так что я бы особо о чугунках не сетовала. Тем более, что для современной кухни он бесполезен, не то, что современный Dutch oven. Сложную многокомпонентную систему из металлов и сплавов сегодня выпускают все ведущие фирмы. И назвать эти агрегаты кастрюлей язык не поворачивается.
Лучше уж будем любоваться сохранившимися у нас чугунными шедеврами.
Но. Остались-таки кое-где, и это действительно ценная в хозяйстве вещь, тонкие железные сковородки .

На них все прекрасно жарится, да так, что не нужно никаких сковородок-гриль и "толстых чугунных сковородок". Но это уже другая история.
Как алмаз крепка, как змея гибка. Закалюсь – не отколюсь. Пилить, сверлить, резать – все могу, на все пригодна! Хочешь - булатом стану, хочешь – иглой! Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю… А ты что, Чугун? На сковородки, на утюги только и годен. Ну да еще на станины второсортные, да на шестерни молотильные! Ни ковок, ни ловок, хрупок как лед… Забыла только сталь, что жизнью своей она чугуну обязана».
читать дальше
Да в ней намек – только вот помнят ли брат с сестрой – Чугун да Сталь кому они оба жизнью обязаны?
А обязаны они оба простому Железу. Которое когда-то получили почти случайно древние халдейские металлурги. Почти наверняка, однажды подмастерье насыпал в печку железной руды вместо медной, или попытался холодным способом «отковать» кусок метеорита. Ан – не вышло. Сколько времени прошло до тех пор пока додумались железо перед ковкой нагревать – про то история умалчивает. Джальджа – назвали новый металл халдейские маги и чародеи и присвоили ему тайный знак – щит и копье Марса – известно ведь железными мечами и копьями воинам всех времен махать неизмеримо приятнее, чем мягкими медными и бронзовыми.
Но несмотря на тайные знаки, все же знания о том, как выплавлять железо распространились постепенно по всей обитаемой суше. И в начале нашей эры в каждой кельтской и древнегерманской деревне главной была печь или «волчья яма» для выплавки железа. Сохранившиеся с той поры довольно тонкой работы железные украшения - подвески, пряжки, пуговицы и, разумеется, мечи с характерной вязью можно было, кстати, увидеть в 2007 году на выставке в Пушкинском музее на выставке "Эпоха Меровингов - Европа без границ".
При древней технологии, когда смесь угля и железной руды продували, пользуясь силой ручных мехов, или ветра, дующего в трубе, уложенной в склоне оврага, могла произойти лишь одна реакция - восстановление металлического железа. Тепла ни на что другое не хватало. Железные лепешки затем нагревали и ковали, пока не остыли, выбивая примеси вручную. Но у этого трудоемкого метода был и свой плюс – чем чище получалось железо, тем меньше оно подвергалось ржавлению.
Среди железных мечей, орленых застежек и прочих поясных украшений в музее был выставлен дивной красоты бронзовый Dutch oven, что в грамотном переводе с американского - голландская кастрюля формой и размером с два ведра, которой почти 1,5 тысячи лет. Вот тут он мелькает в самых первых кадрах репортажа об открытии выставки. www.newstube.ru/#/video/C80ECCAB-04E1-40C4-A81B...
Античная бронзовая посуда – как воинские походные котлы, так и утилитарные домашние котелки для варки в Европе довольно быстро канула в лету. В средние века, ее вполне заменили поначалу глиняная и медная. Когда воинский пыл немного поугас, а границы устаканились, появилась возможность пустить стратегический металл и на мирные нужды – стали делать посуду и из железа - котлы впечатляющих размеров.
Для жарки в основном использовались железные шпаги вертела и медные и железные сковороды и противни. И Россия не отставала от Европы: «в поварне на очаге два прута железных длинных, да пять поперечных, пять жаровен больших и малых с таганами, четыре расщепа железных, в квасоварне два котла железных по сорок ведер в очагах…». Даже решетки для царских дворцов ковали железные:
Это я к чему, собственно. А к тому, миф о старинности чугунной посуды есть только миф и ничего более. Вплоть до середины 19 века железо и медь, а с конца 18 века – латунь, правили на кухне бал.
Да с чугуном в Европе и познакомились-то только, когда водяные научили людей строить водяные мельницы, эльфы показали им леса Шварцвальда, а гномы - угольные массивы Британии, рурский бассейн и залежи железной руды в Альпах. И получили чугун тоже случайно, но только не на заре человечества, а уже вполне в современности – в Европе в XIII-XIVвеке.
Когда уже все в Европе закрутилось-завертелось и технический прогресс поскакал семимильными шагами, темпертуры в печи повысились, и железо удалось-таки расплавить. При этом оно захватило углерод – получилась вместо железа фигня – чугун.
Большие мальчики, разумеется, оценили преимущества чугунных ядер, а также лафетов пушек:
И пошло-поехало. Как известно из старинных учебников по «Новой истории» к концу XIX века «Германия уже выходила на первые места по выплавке чугуна и стали, а на заводах Круппа работало уже сколько-то там тысяч человек». Именно на это время приходится расцвет чугунной посуды самых известных зарубежных фирм, которая с успехом служит до сих пор.
Griswold просуществовала с 1865 по 1950-е.
John Wright основана в 1884г. www.jwright.com
Lodge основана в 1896 и существует до сего времени.
Но это все в Европах. А у нас?
А наша русская душа кроме пушек и ядер разглядела в чугуне предмет искусства. И на демидовских заводах возник художественный промысел. До посуды ли тут, когда создавались малые и большие формы, для усадьбы князей Голициных:
Для особняка Демидовых:
Потом-то стало попроще – чугунные решетки смогли себе позволить и страховое общество:
и банкиры из Китай-города:
и даже городская дума:
Примерно к началу 20 века в Каслях стали лить и художественную посуду попроще – вазы-сухарницы, формы для выпечки и чугунные таганки – сковородки, формой приближенные к воку, но с плоским дном и на трех ногах - это принадлежность русской кухни, заимствованная у тюркских народов, и еще восточнее, благополучно дожила и до сегодня. Ноги, правда, отпали за ненужностью разводить под сковородой огонь, но осталось даже название - «треножка», «тренога».
Но известные события начала 20 века прервали чугунную эпопею.
Вторая волна чугунной посуды в Европе пришлась на 30–40годы, и по историческим меркам эти фирмы и вовсе молодежь.
Le Creuset основана в 1925г. www.lecreuset.com/global-landing-page/?ReturnID...
Le Chasseur примерно с 1933г. www.chasseur.co.uk/Chasseur
Descoware продержалась с середины 1940-х. до середины 70-х. www.youpickedawinner.com/desco_hist.html
Чугунные горшки, повторяющие форму русских глиняных горшков, обязательно эмалированные внутри, массово появились в обиходе русской деревни только в 30-е годы. С индустриализацией и задавливанием на корню гончарных промыслов-артелей. Толщина стенок таких чугунков составляла всего несколько миллиметров. Вот фото чугунка тех лет – можно вполне убедиться в изяществе и тонкости:
www.greenmama.ua/forum_img/01/97/95/89.2.chugun...
Сетовать на то, что невозможно сейчас сварить «щей чугунок» - еще один миф. Их и не варили в чугунке. Максимум – картошку с салом, ну кашу может быть.
Патамушта, хоть горшки и были эмалированными, и теоретически им не была страшна кислота «кислых суточных щей», но искусство чугунного литья, заведенное на демидовских заводах, как и многое другое, оказалось утрачено. Отчасти из-за изменения технологических процессов, отчасти за ненужностью, отчасти по дурости. Ведь чтобы чугун имел отличные литейные свойства, должны выполняться ряд непростых условий – для тонкости отливки необходима примесь кремния, для гладкой поверхности и легкоплавкости – фосфора, для прочности и упругости – серы. Но как только один из параметров выйдет за границы допустимого, то и получится у нас изделие массового потребления от похмельного литейщика по методу «так уж получилось». Чем грубее поверхность чугуна, тем хуже пристанет к нему эмаль. Да и качество эмалей оставляло и оставляет по сей день желать лучшего. Трещины эмали получаются на наших чугунках довольно быстро и легко, и такой чугунок для готовки непригоден. Разве что цветы в нем выращивать, да и то вредно.
Послевоенные чугунки легко нашли себе замену в чугунках и сковородках из силумина. Хозяйки были им несказанно рады. Ушла, наконец, ржавчина. А больше того – себя жалко – тягать тот чугуний туда-сюда тяжести ворочать. Ведь любой чугунный горшок тяжелее своего силуминового собрата, а наполненный и подавно.
Так что я бы особо о чугунках не сетовала. Тем более, что для современной кухни он бесполезен, не то, что современный Dutch oven. Сложную многокомпонентную систему из металлов и сплавов сегодня выпускают все ведущие фирмы. И назвать эти агрегаты кастрюлей язык не поворачивается.
Лучше уж будем любоваться сохранившимися у нас чугунными шедеврами.
Но. Остались-таки кое-где, и это действительно ценная в хозяйстве вещь, тонкие железные сковородки .
На них все прекрасно жарится, да так, что не нужно никаких сковородок-гриль и "толстых чугунных сковородок". Но это уже другая история.