Оригинал взят у в
Когда я писал
о летучих паромах, они же воздушные переправы, то обещал отдельно рассказать о марсельском проекте Фердинанда Арнодэна. Мост в старом порту простоял меньше сорока лет, но за свою короткую жизнь успел стать для Марселя таким же символом, каким для Парижа была и остается Эйфелева башня.

Это был шестой по счету летучий паром Арнодэна. С предложением о его постройке инженер обратился в управление мостов и приморских дорог Марселя в 1894 году - вскоре после того как в испанской Португалете началась эксплуатация первого в мире моста такой конструкции, который Арнодэн спроектировал совместно с Альберто де Паласио. Идею изучали долго - хотя проблема с переправами в старом порту существовала уже много лет, против строительства моста активно выступали паромщики. И все же здравый смысл взял верх: для сооружения переправы не нужно было сносить практически ни одной постройки, не требовались подъездные пути, расчетное время на пересечение водной преграды составляло от полутора до двух с половиной минут (в зависимости от силы ветра), и к тому же инженер Арнодэн гарантировал, что его детище прослужит городу и порту не меньше 75 лет.
читать дальше
Мэр Марселя Симеон Флассье дал добро на строительство 18 декабря 1900 года. 27 апреля следующего года, задолго до начала работ, была утверждена тарифная сетка. 3 августа сетку пересмотрели, значительно отредактировав ее - по образцу тарифов переправы в Нанте, которая также строилась по проекту Арнодэна (открыта в 1903-м, демонтирована в 1958-м). 8 марта 1902 президент Республики Эмиль Лубэ по представлению министра общественных работ издал специальный декрет, возлагавший на автора проекта надзор за его исполнением. Вопрос об авторском вознаграждении решился лишь через полтора года. Арнодэн получил гонорар в размере 25 тысяч франков (менее 10 тысяч рублей по тогдашнему курсу).
И только в декабре 1903 года переправу начали строить.
Две вертикальные опоры на железобетонных основаниях находились на расстоянии 165 м друг от друга. Пролет, к которому крепился воздушеый паром, находился на высоте 86 м над минимальным уровнем воды. На вершину каждой опоры вела лестница - 250 ступеней. Сам паром-гондола площадью 120 кв. м приводился в действие двумя электрическими моторами мощностью 25 л. с. каждый и имел максимальную грузоподъемность 36 тонн (на испытаниях он выдержал 97-тонную нагрузку). Максимальное количество рейсов в день - 250.
23 декабря 1905 года мост был торжественно открыт. Перевозки начались на следующий день, в канун Рождества. А в 1907 году, когда власти разрешили доступ публики на верхнюю площадку северной опоры, к конструкции добавились электрический лифт и небольшой ресторан на высоте 52 м. При этом пользование лифтом обходилось значительно дороже услуг самой переправы - если с пассажиров парома поначалу брали всего пять сантимов, то с тех, кто хотел быстро подняться на верхнюю площадку и насладиться панорамой Марселя, взимали по 60. А если любознательный человек желал и вниз спуститься на лифте, а не по лестнице, он мог приобрести билет туда и обратно - 75 сантимов. Но и лестница была не бесплатной: полфранка за все удовольствие!
В 1911 году летучий паром совершил 54.176 рейсов и перевез свыше миллиона пассажиров. В том же году верхнюю площадку северной опоры посетили почти 14 тысяч человек. Большинство воспользовалось лифтом. А рекордным для самой переправы стал 1920 год, когда число пассажиров превысило полтора миллиона.
Кстати, именно тогда плата за проезд была повышена до 10 сантимов - и затем продолжала повышаться.
Последний тариф, установленный в мае 1941 года, равнялся 60 сантимам.
Инфляция, ничего не поделаешь!
Первая серьезная неприятность на переправе приключилась в 1907 году, когда из-за обрыва электрического кабеля гондола зависла на полпути. Пассажиры были эвакуированы катером аварийной службы.
Затем в истории переправы отмечены многочисленные инциденты, как то: попытка самоубийства, падение лошади из гондолы, драка на борту, конфликты между пассажирами и служащими. Я бы очень удивился, если бы ничего подобного не происходило.
28 июня 1908 года ныряльщик Ноэ Гре установил мировой рекорд, поднявшись на одну из опор марсельской переправы и совершив прыжок в воду с высоты 52 м.
В 1910 некая мадам X. прыгнула с опоры с парашютом. Замечу, что первый в истории прыжок с парашютом с борта аэроплана был совершен годом позже.
20 октября 1911 года в ходе Недели авиации, организованной в Марселе в пользу жертв взрыва на броненосце Liberte, летчик Жюль Ведрен пролетел под опорой моста-переправы.
Переправа Арнодэна на протяжении 39 с половиной лет был едва ли не главным символом Марселя. Ее изображение можно встретить и на ценных бумагах:
и на проспектах гостиниц,
и на этикетках пастиса.
На афише Колониальной выставки, устроенной в Марселе в 1925 году, не заметить переправу просто невозможно:
А теперь - о том, как закончилась жизнь этого во всех отношениях примечательного сооружения. В разных источниках можно прочитать, что оно было взорван французами в 1942 году или немцами в 1943-м, либо же пал в ходе высадки союзников в 1944-м. В действительности мост простоял до середины 1944 года. К тому времени лифт уже несколько лет не работал, ресторан на верхней площадке был закрыт. В 1943 году вишистское министерство промышленного производства включило переправу в список объектов, подлежащих переработке на металл. 20 марта Управление черных металлов, которое после реквизиции несло ответственность за летучий паром, окончательно закрыло его. Был издан приказ, запрещающий подходить к опорам. Контроль за выполнением этого приказа возложили на французскую жандармерию. Однако до мирной разборки конструкции дело не дошло: в августе 1944 года германские саперы заложили под опоры взрывные устройства. В ночь на 22 августа эти устройства были приведены в действие. На этом жизнь переправы закончилась.
Одна из опор выстояла. Ее подорвали сами французы в декабре 1945 года, заложив 400 кг взрывчатки. Вопрос об утилизации металла решался до конца 1947 акта. В окончательном акте было отмечено, что 1180 тонн металла, оставшегося от переправы, бесследно исчезли с территории старого порта.
Память о переправе - картина одного из самых жизнерадостных французских художников, Рауля Дюфи, написанная в 1952 году.
Увы - хотя среда у нас отныне считается Днем оригинального контента, большая часть информации и немало иллюстраций позаимствованы отсюда. Прекрасный источник.