чувствительные поэты могли сколько угодно писать про рабский труд детей на фабриках (который действительно был, и в действительно ужасных условиях), но реальное реформирование социальной сферы произошло тогда, когда произошёл взрывной рост населения на рубеже 19-20 веков. Произошёл он, разумеется, благодаря успехам медицины во второй половине 19-го века - распространились обезболивание, обеззараживание и прививки. Плюс технологический прогресс в сельском хозяйстве и других сферах. Короче говоря, вдруг образовалось огромное количество неприкаянного молодого населения, которое уже не умирает с голоду, но куда его деть, непонятно. Его нужно было срочно изъять с рынка труда, для чего и потребовались всё более жёсткие ограничения (вплоть до полного запрета) на детский труд. А чтобы оболтусы не занимались криминалом - их надо было куда-то засунуть, то есть в школы.
steblya-kam.livejournal.com/206024.html
steblya-kam.livejournal.com/206024.html
Так что не вижу я тут жесткой универсальной зависимости между ростом населения и школой как "системой передержки". Взрывной рост населения происходил и в Российской империи на рубеже 19-20 вв., но запрет на детский труд и введение всеобщего обязательного образования - последнее, что могло придти в головы тогдашних министров и депутатов для решения этой проблемы. Вот отселить излишки трудоспособного населения куда-нибудь за Урал (а заодно освоить новые земли) - другое дело, на это Пётр Аркадьевич Столыпин пол-карьеры положил.
В Европе проблема возникла раньше, но и там её решали аналогично, экстенсивным путём, - в Америку, Австралию и прочие новые земли излишки европейских рабочих рук отселялись и добровольно, и принудительно сотнями тысяч и миллионами вплоть до ХХ века.
Т.е. проблема "куда деть молодых оболтусов" становится актуальной не раньше эпохи научно-технической революции, 1960-х-1970-х гг., до тех пор оболтусов было куда деть