Среди массы "советов для начинающих писателей" мне часто встречался совет "показывай, а не рассказывай".
Похоже, сейчас в текстах можно видеть апогей применения данного совета на практике, раз уж маэстро Олди посвятили этому целый мастеркласс:
"Сколько раз вы читали в интернете: «Я не вижу картинку»? Читатель говорит: «Я читаю и не вижу картинку!» Какую же картинку ты хочешь, дорогой? Он хочет «кина». Он говорит: мне иллюстрации мешают, я героя себе уже представил. Почему? Потому что у читателя фильм уже вовсю идёт, и в одном-единственном варианте".
"Отсюда, кстати, вытекает и уход от литературной образной описательности персонажей, от раскрытия характера двумя-тремя яркими чертами. Общее требование прямо противоположно: должна быть подробно описана внешность персонажа, степень небритости, костюм в деталях с указанием ткани, перстень, серьги… Именно в виде подробного описания, а не художественного образа".
"Отметим, что издатель перестал брать в печать иные, некинематографические решения текста. Почему? Их не покупают. Почему не покупают? Потому что читатель, который хочет читать книгу, а не смотреть фильм, из фантастики большей частью ушёл. У него и так есть что почитать. А «за кино» он пойдёт в кино. Тот же читатель, который пришёл в книгу «за кино», уже плохо различает, смотрит он фильм по монитору или читает с монитора книжку. Он в обоих случаях видит кино.
Вот издатель и отказывается от литературных решений. Вот писатели и начинают машинально пользоваться одним-единственным художественным решением — кинематографическим решением блокбастера класса «А»".
Кстати, недавно на Правдорубчике была целая дискуссия, кто и как видит персонажа и там немало интересных примеров.
А проблему "показывать, а не рассказывать" я внезапно встретила вовсе не в книге, а в сериале "для детишечек", когда древообразные персонажи, не меняя выражения лица рассказывали ртом, как они друг друга любят и как страдают. Выглядело это гадко.
Но в книге, если объяснять чисто на пальцах,
опция "рассказывать" выглядит примерно так:
персонаж читает другому персонажу лекцию о том, как устроен мир, государство, паровой двигатель и еще куча разных вещей.
опция "показывать":
персонажи не слушают лекцию, а попадают в ситуации, иллюстрирующие эту лекцию. Если что непонятно из ситуации, можно разьяснить одной-двумя репликами.
Но Олди, на мой взгляд, говорят немножко не об этом.
Ну это понятно, боянный пример - правитель рассказывает генералу, как и что у них устроено, хотя, по логике вещей, они оба прекрасно знают о рассказываемом и их диалог выглядит пустым словоизвержением.
А о чем говорят Олди, что не так с описаниями персонажей и как надо правильно, на их взгляд, я так и не поняла. Как сочетается в одной претензии то, что 1) есть четкое описание 2) есть иллюстрация и 3) у читателей в голове свое, особое кино, которым картинка не указ и описание не указ? Простите, но так говорит, будто последнее - плохо.