25.02.2017 в 11:59
Пишет Sindani:и вот так у них всеURL записи
В 1940 году Черчилль сказал пламенную речь о возможном вторжении нацистской Германии в Великобританию: "Мы будем оборонять наш остров, чего бы это ни стоило, мы будем сражаться на побережье, мы будем сражаться в пунктах высадки, мы будем сражаться на полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы не сдадимся никогда". Звучало всё это очень красиво, но вот что именно случилось в реальности, когда немцы оккупировали в 1940-1945 гг. британскую территорию в Европе - Нормандские острова у побережья Франции...
За время оккупации не прозвучал ни один выстрел - на 66 тысяч англичан на островах не нашлось ни одного партизана. Ни один немецкий солдат не был убит или даже ранен. Общее мнение выразил некто доктор Джон Льюис - "любой саботаж будет не только опасен, но и совершенно контрпродуктивен". Никто не вышел сражаться на поля и улицы. Работали суды, но по законам Третьего рейха, британская полиция продолжала нести службу на улицах - только платили им уже в рейхсмарках. Работали кино и театры. Англичане не стонали от угнетения. Добровольческие отряды охраняли аэродромы, откуда взлетали самолёты бомбить Лондон. Все были уверены, что Лондон падёт.
"Сопротивление? Какое сопротивление?" - с удивлением спрашивали островитяне британскую писательницу Мадлен Бантинг, в девяностые написавшую книгу об оккупации, и опросившую для этого многих очевидцев. 570 человек были отправлены в концлагеря в Европу - среди них было трое евреев, три коммуниста, остальные - "за уголовные преступления" ("карманники", нарушение комендантского часа, кража еды со складов), 22 не вернулись назад. Нет, о чем я, сопротивление случалось. Некий человек отказался жить в одном доме с женой, которая шила одежду для немецких солдат. Ещё один раз немецкий ефрейтор, стоящий на постое у горожанина, сфотографировал его дочь без разрешения. Тот храбро пожаловался в комендатуру, и военного перевели в другой дом. Кстати, постой солдат щедро оплачивался.
Доносительство было распространено, информаторы получали за донос 20-50 рейхсмарок. Так, один островитянин донес на трех друзей, что они слушают британское радио, и тех отправили в заключение. "Две добрых подруги" предали старую женщину, спрятавшую сбежавшего пленного из немецкого лагеря. После освобождения предатели не были осуждены, ибо ну знаете, случается такое: чего уж тут страшного, люди немного хотели подзаработать, всё оккупанты проклятые виноваты. Ни один инцидент коллаборационизма не был расследован.
Случай реальной храбрости был один. Мэри Озанн, проповедник "Армии спасения", протестовала против жестокости по отношению к советским военнопленным на островах. Её предупредили, что добром не закончится. Она сказала, что ей плевать, и она всё равно протестовала. Женщину посадили в тюрьму, где она и умерла в апреле 1943 года. Другие же случаи сопротивления - хоть стой, хоть падай. Например, описывается инцидент, где с лестницы спускался пьяный в жопу немецкий солдат, а полицейские-англичане видели это, и не помогли ему. Тот свалился и потерял сознание - тогда они вызвали ему "скорую". Вот какие храбрые люди были, не то, что сейчас.
На островах было 4 концлагеря для военнопленных (в основном из СССР), которые строили военные укрепления. 700 человек погибло и похоронены на острове. Как явствует из случая со старой леди, иногда их прятали и кормили, но в целом подобные проявления доброты были единичны. Островитяне не хотели ссориться с немцами, и не хотели ввязываться в проблемы. "Но относились к пленным с сочувствием", как пишет историк. Пленным от этого, конечно же, становилось намного лучше.
9 мая 1945 года немецкие войска на островах капитулировали - причем, на одном острове они и вовсе сдались 16 мая только, так как за ними никто не приезжал. Островитяне радостно приветствовали британцев, чиновники оперативно сняли портреты Гитлера, флаги со свастикой, и повесили портреты короля. И даже в центре теперь есть площадь Освобождения от ига проклятой оккупации. Та же полиция, что служила при немцах, с честью несла службу и далее в честь короля.
Красивые слова Черчилля остались в памяти, и британцы их часто цитируют в знак храбрости и несгибаемости своей нации. Это чудесно, поскольку часто правды лучше не знать.
(с)vk.com/wall23544026_14427
Утащила.
Но летчики-то британские все-таки героически сражались в 1939-1940, не стоит забывать)
Ну так дала бы и здесь ссылки. Во вконтакте пост закрыт.
Сопротивление было, по численности оно было таким же, как в других странах. Означает ли отсутствие вооружённого сопротивления на островах основание для мерзких выводов Синдани о том, что островитяне приветствовали врага и вовсю сотрудничали с ним?
Нет. Ну, блин, почитай вики:
Willmott estimated that over 200 people in Jersey provided material and moral support to escaped forced workers, including over 100 who were involved in the network of safe houses sheltering escapees.
No islanders joined active German military units. Eddie Chapman, an Englishman, was in prison for burglary in Jersey when the invasion occurred, and offered to work for the Germans as a spy under the code name Fritz, then became a British double agent under the code name ZigZag.
During the German occupation of Jersey, a stonemason repairing the paving of the Royal Square incorporated a V for victory under the noses of the occupiers. This was later amended to refer to the Red Cross ship Vega. The addition of the date 1945 and a more recent frame has transformed it into a monument.
Resistance involved passive resistance, acts of minor sabotage, sheltering and aiding escaped slave workers, and publishing underground newspapers containing news from BBC radio. There was no armed resistance movement in the Channel Islands. Much of the population of military age had already joined the British or French armed forces. Because of the small size of the islands, most resistance involved individuals risking their lives to save someone else. The British government did not encourage resistance in the Channel Islands.[11] Islanders joined in Churchill's V sign campaign by daubing the letter "V" (for Victory) over German signs.
Soon after the sinking of HMS Charybdis on 23 October 1943, the bodies of 21 Royal Navy and Royal Marines men were washed up in Guernsey. The German authorities buried them with full military honours. The funerals became an opportunity for some of the islanders to demonstrate their loyalty to Britain and their opposition to the occupiers: around 5,000 islanders attended the funeral, laying 900 wreaths – enough of a demonstration against the occupation for subsequent military funerals to be closed to civilians by the German occupiers.
Ещё почитай проLouisa Mary Gould, которая прятала у себя беглого советского пленника фашистов. Тоже островитянка - почему Синдани о ней не пишет?
Про историю с радио почитай.
Короче, не надо дезинформировать народ, пусть и не ты первая начала.
Мощно. А я бы все-таки спрашивала с автора текста.
www.facebook.com/george.zotov.5/posts/124807626... - вот тут
www.facebook.com/george.zotov.5/posts/125151068... - или тут
Во вторых, где написано, что прям-таки приветствовали? просто не возражали, что немцы пришли.
Many islanders were willing to go along with the necessities of occupation as long as they felt the Germans were behaving in a correct and legal way. - вики.
"Две добрых подруги" предали старую женщину, спрятавшую сбежавшего пленного из немецкого лагеря. - это про Мэри Гулд, не?
Просто выдали своих евреев, своих участников первой мировой, людей, которые родились не на островах - и преспокойно жили дальше.
Ничего нового я из поста Синдани не узнала. Я уже читала об этом когда-то давно, если не ошибаюсь, в воспоминаниях английского разведчика. Лет тридцать назад я очень интересовалась операцией "Морской лев", и этот пост перепостила исключительно из ностальгии.
входит в противоречие, ещё как.
Ну и если ты этого не видишь, сочувствую.
А сочувствовать не надо. У меня своя картина мира, у тебя своя.
Напомню, что многие островитяне пошли служить в армию, многие дети были эвакуированы и их приютили семьи в Англии и Шотландии. Остров был обезоружен англичанами, было договорено о том, что и как им делать... Короче, блин, НУ ПОУЧИТЕ ИСТОРИЮ.
Короче, есть неплохая книжка www.bloomsbury.com/us/protest-defiance-and-resi...
если интересно, конечно.
Ещё тут неплохой обзор: nvdatabase.swarthmore.edu/content/channel-islan...
Наличие тех же сосланных в концлагеря приютившей беглого советского пленника фашистов женщины и создателя подпольной газеты (оба не евреи и не коммунисты) опровергает тезис Синдани о том, что 570 человек были отправлены в концлагеря в Европу - среди них было трое евреев, три коммуниста, остальные - "за уголовные преступления".
Повторю в третий раз - вооружённых партизанских формирований, к которым можно было бы примкнуть, не было - просто поглядите на небольшие плоские острова и вы поймёте, что там негде прятаться вооружённым или невооружённым формированиям. Именно поэтому бриатское правительство решило, что побуждать жителей острова к сопротивлению значит просто раскидываться человеческими жизнями. И именно поэтому те, кто мог и желал примкнуть к армии, покинули остров и примкнули - почему-то это тоже упускается в перепосте.
Короче, меня возмущает подача жителей острова такими вот овощными соглашателями и чуть ли не фашистами.
А вот скажите, дорогой Bats, массовый побег из Маутхаузена или восстание в Собиборе - как же так? Там ведь вообще все содержались в бараках под постоянным надзором вооружённой охраны, недоедали, подвергались избиениям... Как же они - смогли? Но это так, риторический вопрос, можете не отвечать
Про "могли vs хотели" вопрос сложный. В том плане, например, что я могу сейчас сорваться, бросить семью и работу и поехать куда-нибудь под Караганду. Могу? Да, конечно. Могу и в Якутск, если поднапрячься. Но... что это даст мне или кому-то ещё?
Вот и там такой же вопрос.
Конечно, можно положить полострова и подпортить фашистам какую-то мелкую локальную штуку. Можно? Конечно. И не такое можно сделать. Но цена, по английским меркам, будет высока, потому что там каждая человеческая жизнь имеет ценность. В обществах, где человеческая жизнь ценна лишь как винтик на службе правителя, конечно, эта цена не расценивается как большая и непонятно, почему они все гордо не погибли, включая всех детей и подростков.
Ведь могли бы испортить, скажем, завтрак какому-нибудь фашисту. Он бы, конечно, оправился, а сотни жизней - ну, пустяк.
Если мы так рассуждаем, ну, нам друг друга с вами не понять.