В эпоху Средневековья создание книги могло занять многие годы. Согнувшись за своим столом, освещенным только естественным светом – свечи представляли для книги большую опасность – копиист проводил ежедневно долгие часы, выводя от руки букву за буквой, следя, чтобы не допустить ошибку. Труд копииста, как отмечал один писец, был мучительным: «он гасит свет глаз, изгибает спину, разрушает внутренности и ребра, приносит боль в почках и усталость всему телу».
Тратя на создание книг огромные силы, писцы и владельцы драгоценных манускриптов хотели по-настоящему защитить свою работу. Для этого они использовали единственную силу, которой обладали: силу слова. В начале и в завершении книги писцы и книговладельцы приписывали ужасающие проклятия, которые должны были мучить болью и бедами того, кто захотел бы украсть бесценное творение или нанести ему какой-нибудь вред.
В дело шли самые ужасные слова и проклятия, на которые они были способны, начиная от отлучения от церкви и завершая мучительной смертью. Укради книгу – и тогда тебя ждет разрубание дьявольским мечом, причем, подчеркивается, особенно важно, чтобы были отрублены руки, вырваны глаза, а все то, что осталось, горело бы в «огне адском и сере».
«Только эти проклятия могли, как считалось, защитить книги, - говорит Марк Дрогин, автор монографии «Анафема! Средневековые писцы и история книжных проклятий (Anathema! Medieval Scribes and the History of Book Curses)». По счастью, это было то время, когда в такие вещи верили. Вырвал страничку – умрешь в страшной агонии. Наверняка испытывать подобное на себе не хотелось».
Книга Дрогина, увидевшая свет в 1983 году, - самый основательный сборник когда либо созданных книжных проклятий. Художник-иллюстратор, увлекшийся готическими шрифтами, Дрогин обнаружил первое проклятье, исследуя художественное оформление одной из средневековых книг. Затем он нашел примеры, скрытые в примечаниях книг XIX столетия, а чуть позже, глубоко заинтересовавшись темой, обнаружил книжные проклятия в трудах эпохи Возрождения, а также в текстах древней Греции и на клинописных табличках Вавилона.
Многим историкам эти проклятия казались забавными причудами, однако для Марка Дрогина они стали не просто предметом для исследования, но и важнейшим доказательством того, как высоко ценились книги их создателями и владельцами в то время, когда даже библиотеки самых значимых и крупных учреждений состояли из нескольких десятков книг.
Анафема – проклятие в виде отлучения от церковной общины – могло быть очень простым. Дрогину удалось обнаружить множество коротких проклятий такого рода, например:
«Да повергнет меч анафемы, если кто выкрадет эту книгу» ("Si quis furetur, Anathematis ense necetur").
Но если писец хотел испугать вора чем-то действительно серьезным, он наверняка использовал выражение «anathema-maranatha», где maranatha переводилось как «Наш Господин пришел» и служило усилением угрозы отлучения от церкви. Впрочем, проклятия могли быть и намного более изощренными.
«Наилучшая угроза – та, которая во всех деталях описывает, какие физические недуги и беды могут случиться, - отмечает Дрогин. – Чем более находчивым был писец, тем более эффектными были детали».
Вот как, например, какой смертью один писец угрожал тому, кто украдет книгу:
«Если кто унесет эту книгу, убейте его до смерти. Да будет он жариться в муках, пусть слабость и лихорадка завладеют им. Да будет он сломан колесованием и подвешен. Аминь!»
Или еще подробнее:
«Что до того, кто украдет, или же возьмет и не вернет эту книгу владельцу, да превратится она в змею в его руках и да ужалит она его! Да охватит его паралич и да разрушатся все члены его. Пусть томится он в боли, взывая громко о пощаде, и да не будет исцеления агонии его, пока он не самоуничтожится, крича. Пусть книжные черви бессмертные изгрызут его внутренности, а когда придет час его последнего мучения, да поглотит его пламя адское навечно!»
В книге Дрогина приводятся десятки подобных примеров; уже после её выхода в свет он нашел еще массу интереснейшего материала, который, возможно, дополнит второе издание его труда. Кстати, исследование также показало, что писцы копировали те проклятия ворам, которые казались им наиболее эффектными, друг у друга. Ну а если времени на долгие рассуждений о червях и адском огне у вас нет, а вы давно ищете хорошее, проверенное временем книжное проклятье против нерадивых читателей, то советуем вот это, которое было очень популярным:
«Кто украдет эту книгу, или подменит ее, или повредит ее, да будет отрезано тело его от церкви и будет служить проклятой вещью в назидание другим!» www.facebook.com/DomVoloshina/posts/14836841549...
Тратя на создание книг огромные силы, писцы и владельцы драгоценных манускриптов хотели по-настоящему защитить свою работу. Для этого они использовали единственную силу, которой обладали: силу слова. В начале и в завершении книги писцы и книговладельцы приписывали ужасающие проклятия, которые должны были мучить болью и бедами того, кто захотел бы украсть бесценное творение или нанести ему какой-нибудь вред.
В дело шли самые ужасные слова и проклятия, на которые они были способны, начиная от отлучения от церкви и завершая мучительной смертью. Укради книгу – и тогда тебя ждет разрубание дьявольским мечом, причем, подчеркивается, особенно важно, чтобы были отрублены руки, вырваны глаза, а все то, что осталось, горело бы в «огне адском и сере».
«Только эти проклятия могли, как считалось, защитить книги, - говорит Марк Дрогин, автор монографии «Анафема! Средневековые писцы и история книжных проклятий (Anathema! Medieval Scribes and the History of Book Curses)». По счастью, это было то время, когда в такие вещи верили. Вырвал страничку – умрешь в страшной агонии. Наверняка испытывать подобное на себе не хотелось».
Книга Дрогина, увидевшая свет в 1983 году, - самый основательный сборник когда либо созданных книжных проклятий. Художник-иллюстратор, увлекшийся готическими шрифтами, Дрогин обнаружил первое проклятье, исследуя художественное оформление одной из средневековых книг. Затем он нашел примеры, скрытые в примечаниях книг XIX столетия, а чуть позже, глубоко заинтересовавшись темой, обнаружил книжные проклятия в трудах эпохи Возрождения, а также в текстах древней Греции и на клинописных табличках Вавилона.
Многим историкам эти проклятия казались забавными причудами, однако для Марка Дрогина они стали не просто предметом для исследования, но и важнейшим доказательством того, как высоко ценились книги их создателями и владельцами в то время, когда даже библиотеки самых значимых и крупных учреждений состояли из нескольких десятков книг.
Анафема – проклятие в виде отлучения от церковной общины – могло быть очень простым. Дрогину удалось обнаружить множество коротких проклятий такого рода, например:
«Да повергнет меч анафемы, если кто выкрадет эту книгу» ("Si quis furetur, Anathematis ense necetur").
Но если писец хотел испугать вора чем-то действительно серьезным, он наверняка использовал выражение «anathema-maranatha», где maranatha переводилось как «Наш Господин пришел» и служило усилением угрозы отлучения от церкви. Впрочем, проклятия могли быть и намного более изощренными.
«Наилучшая угроза – та, которая во всех деталях описывает, какие физические недуги и беды могут случиться, - отмечает Дрогин. – Чем более находчивым был писец, тем более эффектными были детали».
Вот как, например, какой смертью один писец угрожал тому, кто украдет книгу:
«Если кто унесет эту книгу, убейте его до смерти. Да будет он жариться в муках, пусть слабость и лихорадка завладеют им. Да будет он сломан колесованием и подвешен. Аминь!»
Или еще подробнее:
«Что до того, кто украдет, или же возьмет и не вернет эту книгу владельцу, да превратится она в змею в его руках и да ужалит она его! Да охватит его паралич и да разрушатся все члены его. Пусть томится он в боли, взывая громко о пощаде, и да не будет исцеления агонии его, пока он не самоуничтожится, крича. Пусть книжные черви бессмертные изгрызут его внутренности, а когда придет час его последнего мучения, да поглотит его пламя адское навечно!»
В книге Дрогина приводятся десятки подобных примеров; уже после её выхода в свет он нашел еще массу интереснейшего материала, который, возможно, дополнит второе издание его труда. Кстати, исследование также показало, что писцы копировали те проклятия ворам, которые казались им наиболее эффектными, друг у друга. Ну а если времени на долгие рассуждений о червях и адском огне у вас нет, а вы давно ищете хорошее, проверенное временем книжное проклятье против нерадивых читателей, то советуем вот это, которое было очень популярным:
«Кто украдет эту книгу, или подменит ее, или повредит ее, да будет отрезано тело его от церкви и будет служить проклятой вещью в назидание другим!» www.facebook.com/DomVoloshina/posts/14836841549...