22.03.2017 в 13:55
Пишет
Grissel:
школьные годы чудесные
Кино и сериалы создают впечатление, будто если японцы чему и учились, так исключительно фехтованию. Ну да, многие учились. Но как обстояло дело с образованием в целом? Ведь государственной системы экзаменов, придуманной китайцами и скопипащенной корейцами, у них не было.читать дальше
Изначально школы с углубленным изучением предметов были в Японии, как и во многих других странах, монастырскими. Первая светская школа - школа Асикага, возникла в 15 веке. Изучали та, вы ни за что не догадаетесь, конфуцианский канон. В эпоху Сэнгоку добавились некоторые актуальные предметы, - военная стратегия, например. Это привлекло к школе благосклонный взгляд влиятельных политиков – так, в конце 16 века одно из отделений школы Асикага открылось по решению Токугвы Иэясу.
Но настоящая высшая школа для бакуфу была создана при третьем сёгуне – Иэмицу.
Тут надо сделать отступление. У власти в стране было военное сословие, но войн не было. А управленцы были необходимы. Военные частично мутировали в бюрократов. Они по-прежнему носили два меча и при случае могли ими пользоваться, но для службы нужны были другие умения. Каким бы психопатом ни был Иэмицу, это он понимал. Или советники его понимали.
Школа, созданная тогда, формально считалась частной, под управлением сеььи хаясе, но фактически была государственной. Позже, уже при пятом сегуне, который собачий, она была переведена из Эдо в селение Юсима, и с тех пор именовалась «школа Юсима».
Управленцы высшего звена ковались из юношей, уже достигших формального совершеннолетия, то есть старше 14 лет. Помимо конфуцианского канона, они изучали китайских и японских классиков, арифметику ( чиновник должен уметь считать), каллиграфию ( и почерк красивый необходим), и кое- что из естественных наук – традиционную восточную медицину, астрономию.
К концу 18 века законодательно было установлено, что в школе Юсима могут учиться только сыновья самураев, стало быть, раньше случались исключения.
В 19 веке попытались расширить количество изучаемых предметов, ибо ясно было, что близится время перемен – добавилась западная медицина, и таки военная стратегия. Но этого было недостаточно для нового времени, и после реставрации Мэйдзи школа Юсима была закрыта.
Однако не будем забегать вперед. Страна длилась на множество провинций, и там тоже нужны были чиновники. Поэтому создавались ханко –«школы провинций», где обучались будущие сотрудники местных администраций. Патронами школ были даймё провинций. Всего таких школ было 300.
Но не все младые самураи, увлекшиеся учебой, рвались в чиновники. А среди городских жителей было немало людей, кто тоже хотел учиться, и у некоторых имелись для этого средства. Для них существовали сидзюку – высшие частные школы. Там преподавали авторитетные ученые страну программа изучения была шире. Посему сидзюку росли как грибы, их количество на несколько порядков превышало школы провинций. За всю эпоху Эдо их насчитывается около полутора тысяч.
Это все были аналоги лицеев и колледжей, предназначенные для привилегированных и обеспеченных слоев населения. А как же остальные – их же по определению было больше?
А для остальных были тэракоя – начальные церковно-приходские храмовые школы. Там учились дети с 7 до 13 лет. Обучение было платным, чтоб учитель мог получать жалованье. В городах платили деньгами, в деревнях продуктами. Хотя школы были приписаны к храмам, учителями не обязательно были священники этих храмов. Довольно часто в учителя шли безначальные самураи – ронины, ибо ремесло учителя было одним из немногих,коим самурай мог зарабатывать, не позоря благородного сословия. Преподавать могли уважаемые в данной округе люди, например, врачи. Женщины тоже могли быть учительницами.
В тэракоя в первую очередь, как и положено в начальной школе, учили грамоте, письму и счету.
В некоторых школах изучалось то, что сейчас бы назвали «основами японской культуры» - стихосложение, чайная церемония, икебана.
В любом случае, эти ронины, вдовы и врачи добросовестно делали свое дело, а плата за учебу, видимо, была достаточно умеренной – поскольку большая часть населения Японии была грамотной, независимо от сословной принадлежности. Это касалось как мужчин, так и женщин.
Хотя Япония была технически отсталой страной, по части грамотности населения, уверяют нас, она не уступала самым развитым странам Запада, а то и превосходила их.
URL записи
@темы:
детский вопрос,
Арагарта