15.04.2017 в 12:38
Пишет Нари:Кинодокументы событий в Петрограде и Москве 25-27 октября 1917 годаURL записи
Оригинал взят у ЖЖ-юзера d_clarence в d-clarence.livejournal.com/150796.html
Как известно, мифы растут как грибы тогда, когда "обывателю" лень искать информацию о том или ином событии или явлении. Появляются интерпретаторы разных мастей, заливающие с той или иной степенью убедительности уши окружающим своим видением.
Чтобы не допустить подобного безобразия, Петроградский ВРК, за несколько дней до прямого восстания, озаботился тщательной документацией событий путем привлечения новейшей техники - киноаппаратуры. Была сформирована особая мангруппа профессиональных операторов. Группу возглавил Григорий Болтянский, впоследствии видный деятель нашего кино, преподаватель ВГИКа. Аппаратуру получили через кинооператора П.К. Новицкого прямо из Скобелевского просветительского комитета. Специальные мандаты на съемку от ВРК получили:
- в Петрограде: кинооператоры И.С. Кобозев, Ян Скарбек-Мальчевский, М.Е. Кольцов, Е.М. Модзалевский (этот последний в 1918 году сбежит в родную Польшу и утащит с собой часть отснятого материала, в советское время искали по всем польским архивам - не нашли).
- в Москве: Н. Топорков, И.Д. Доред.
Руководитель мангруппы Болтянский мотался между двумя городами и тоже проводил киносъемку. Так, он заснял выдвижение одной из колонн из Смольного 25 октября, а вечером, перед самым штурмом, умчался в Москву. В Москве заснял баррикады, выдвижение артиллерии и вечером 26-го умчался обратно в Петроград.
Монтировать тогда не особо умели, с камерой бегать было трудно, ночью снимать было невозможно. Поэтому группу разбили на несколько ячеек, которые выдвигались на определенные пункты и проводили киносъемку. Первую разведывательную киносъемку провел утром 24-го и утром 25-го сам П.К. Новицкий - совершенно в открытую снимал Зимний дворец и баррикады юнкеров. Пленку от 24 октября даже удалось просмотреть на следующее утро в Смольном.
Утром 25-го всех петроградский операторов расставили по местам. Они снимали сбор колонн и их выдвижение. Тогда же выдали мандат еще одному оператору - С. Себелю. С ним реши рискнуть - заснять сам штурм. То, что он будет проходить ночью, все знали. Задача Себеля была установить за второй цепью киноаппарат в определенной точке и ждать, когда прожекторы, в том числе с Авроры, осветят Зимний. Удалось ему это сделать или нет - мнения разошлись сразу. Болтянский, в своих воспоминаниях, говорит, что ту пленку впоследствии не использовали - запороли. Однако, известный наш документалист Дзига Ветров и исследователь В.С. Листов предполагали, что какую-то часть, хоть и в ужасном качестве, заснять все же удалось - в 1922 и 1924 году проводились "документальные инсценировки" штурма на основе "плохой кинопленки". Из этих "инсценировок" родился самый знаменитый эйзенштейновский киноштурм 1927 года. Там почти все есть плод воображения режиссера и оператора, но направление главной атаки - из материалов 1922-24 гг.
В Петрограде снимали до утра 27-го октября, после чего всех операторов перебросили в Москву, где Съемки проходили до начала ноября. Тогда же засели и за монтаж первой кинохроники. Справились в рекордные, для того времени, сроки - уже в конце декабря 1917 года в кинотеатры поступил хроникальный фильм "Октябрьский переворот. Вторая революция" (обратите внимание на название - официальная номенклатура еще не утвердилась). В фильме было три серии и 52 эпизода. Болтянсктй говорит, что в фильме 400 метров пленки отображали петроградские события, московские - 60. Чуть позднее смонтировали отдельный фильм про Москву в 100 метров. Названия эпизодов: "Последние Московские события, Победа большевиков и Красной гвардии. Краткий обзор. Следы боев." К февралю закончили фильм "К московским событиям. Дни скорби и траура", где было уже 433,2 метра пленки, в основном о похоронах героев революции в Москве (этот последний сохранился целиком).
читать дальше