Туалеты-славойки
pawet.net/library/history/city_district/rart/sl...Автор: Лауреш Леонид ,
Добавлено: 11-04-2017 ,
Источник: Лауреш Леонид. Славойки // Наше слово № 15 (1 322), 12 апреля 2017 г .
Эта статья о "нежную" тему.
Кое-где в Западной Беларуси до нашего времени деревянный туалет-скворечник называют "славойкай" . Конструктивно ничего не изменилось. Славойка - небольшая будка, которая отдельно стоит над выгребной ямой с помостом, в досках которого вырезана дыра. Дверь славойки замыкаются изнутри, также обычно изнутри имеется гвоздь, на котором вешаются газеты или журналы, они имеют двойное назначение. В дверях или над ними, обычно вырезается окошко в форме сердца или знака бубновой масти. Эта конструкция своему повсеместному распространению обязана польскому министру внутренних дел и последних предвоенных премьер-министру, генералу, доктору медицины, соратнику Пилсудского Фелициана Славой-Складковским .
Вскоре после переворота 1926 г. Пилсудский назначил Славой-Складковским министром внутренних дел, ранее он возглавлял санитарную службу польской армии. Придавая огромное значение гигиене, новый министр начал энергичные действия чтобы улучшить санитарное состояние в государстве. Были выданы предписания, которые обязывали местные органы государственной администрации и территориального самоуправления в сжатые сроки обеспечить чистоту на улицах, рынках и частных дворах, организовать подметании улиц, их упорядочение и озеленение, обеспечить наличие в каждом частном владении туалетов и укрытых урн.
Тема славоек нашла свое отражение в литературе, истории и многих воспоминаниях. Польские колонии начинаются за Рэмбертовам (восточная часть Варшавы), - говорил министр иностранных дел Юзеф Бек. Он имел в виду, что Польша после 1920 г. - край небогатый и, особенно на востоке, цивилизационно запущен. Символом этого были плохие дороги, а также повсеместный грязь и низкий уровень гигиены.
читать дальшеОппоненты министра горько иронизировали, например после Второй мировой войны ходил шутка о едином настоящего политика в бывшем правительстве - премьера Славой-Склодовской. Он приказал красить заборы и ставить во дворах клозет так как знал, что в Польше ничего лучшего сделать невозможно - писал писатель и эссеист Казимир Брандыс. А политический противник Славой-Складковским, редактор вильнюсской газеты "Слово" Цат-Мацкевич, который за время премьерства Складковским даже попал в Картуз-Березу, писал: "Когда вся Европа строила бомбоубежища, Складковским сверлил дырки в заборах, добиваясь, чтобы вся Польша имела платы из проволоки или чтобы крестьяне белили свои дома ... Складковским имел размах, динамичность и раскрылся в делах, к которым дорос - прежде всего в делах клозетов и других санитарных вещей. Его реформы в этом деле были до такой степени своевольные и так энергично проводить лись ..., что его назвали клазетным Петром Великим " .
Оставим злобность политическим оппонентам. Генерал Славой-Складковским самом деле был энтузиастом гигиены и хорошо понимал роковой уровень санитарии в крае, где большинство населения свои нужды лацвила "за гумном" и поэтому боролся с этим, чем мог - государственными указами и личным контролем. После переворота 1926 года стал министром внутренних дел и выдал первое распоряжение, которое заставляло население к элементарной гигиены: "В туалетах необходимо часто мыть помосты и пола ... надо их хорошо удерживать и они не должны отравлять воздух вокруг", - писал министр внутренних дел воеводой в феврале 1927 г. в 1928 г. по его инициативе издано распоряжение президента, которое обязало иметь туалет в каждой отдельной усадьбе как в городе, так и на селе.
Генерал-доктор, как называли министра, хорошо понимал, что бумаги не заставят к гигиене и поэтому высылал в воеводства инспекции, и сам охотно принимал в них участие. В своих мемуарах, написанных после Второй мировой войны, писал, как в погожий майский вечер возвращался из старостой уезда из инспекции: "Староста подошел к крестьянину и после нескольких минут их разговора я услышал:
- Ехал с самой Варшавы, чтобы увидеть мой туалет?
Потом снова послышался шепот и после этого хозяин пошел в дом, откуда вернулся с кухонным фонарем и повел нас влажной дорожкой к славойки. Перед ее дверью отдал фонарь старосту, вынул из свитки молоток с долотом и начал отбивать убиты гвоздями дверь туалета. Когда мы высказали свои удивление, спокойно ответил, что детям в школе вбили в голову глупость и они не хотят ходить "за гумно" а хотят только в туалет. А туалет для комиссии должен быть чистым. Поэтому забил гвоздями и теперь спокоен ... Если мы уезжают, были слышны удары молотка - хозяин снова убивал дверь ".
Генерал в мемуарах демонстрировал чувство юмора и это не обижался на использование своего имени - и даже сам такие туалеты называл славойками. Писал также: "Один богатый крестьянин закрыл туалет и держал в нем колбасы и окорока. Бывали случаи, когда крестьяне ставили свои славойки в ряд вдоль деревенской улицы, потому что говорили, что какой-то министр их требует, если ездить по дорогам. Такой городской в поле ср ... не сядет! "
Знаменитый писатель Мельхиор Ванькович в своей знаменитой книге "Где-где" (Tędy i owędy) замечал: "Славой-Складковским был бичом божьим для старост, с которыми безжалостно воевал за пунктуальный приход на работу, побелку заборов и чистоту славоек". Ванькович, далее : "прижата сверху воеводы усердно контролировали дело туалетов. Когда-то был и Вильнюсе воеводой Бацянским на инспекции (он не признавал белорусов и считал их за обычных поляков, таких например, как кашубов). В каждой гмине мы бежали сразу осматривать славойки".
Министр внутренних дел, генерал Славой-Складковским с ревизией санитарного состояния города приезжал также и в Лиду. 17 октября 1928 г .. его встречали лидский староста Багатковски и новогрудский воевода Рачкевич, но каких-то подробностей пресса не сообщала, возможно, лидские славойки устроили строгого министра. Я нашел воспоминания о лидскую славойку бывшего жителя Лиды Она Станиславского, мать которого была из богатого рода лидских Висмонта. Описывая стариковскую усадьбу, где жила его семья (недалеко от старого католического кладбища, по улице Гражине, а раньше - на Висмонта) он так описал свою славойку: "За домом, на необходимой расстоянии стоял хорошо выбеленный известью белый домик. Назывался он" славойкай "от фамилии премьера Славоя-Складковским. Он повсеместно, в том числе и в заброшенной деревне, ввел обязанность постройки туалетов, побелки заборов и других санитарных обязанностей. Современники это оценили. Хвала ему за это. Наш специальный домик регулярно обновлялся, ушчыльнявся , чысцився и без давления вла Вт Такие же хорошие туалеты были и по всей Лиде, но имелись и исключения ".
Знаменитый писатель Мельхиор Ванькович в книге "Где-где" замечал: «Как там ни было, но славойки улучшили ситуацию ... В уважительных имениях, я, идя в славойку, получал от хозяев фонарные, зонтик, калоши и кнут, чтобы чем было мне отбиваться от собак. "
Славойки прославили генерала, но были лишь частью его деятельности. Он издал распоряжение о санитарном состоянии дворов, отелей, трактов, а также пляжей. Во второй половине 1930-х гг., Как премьер выдал приказы о начале проектирования и строительства канализации в городах и поселках, санитарным контроле рынков, продажи масла в магазинах исключена из стеклянных емкостей, наполненных водой и накрытых чистой тканью. Но из-за Второй мировой войны большинство из этих начинаний осталась на бумаге. Заведовал также красить заборы, ворота и фасады домов притом в единый, согласованный цвет. Приказывал разбирать некрасивые постройки, снимать платы-плетенки из лозы и ставит заборы из дорогой металлической сетки. А также мостить дворах дорожки, и я еще помню в наших деревнях такие внутренние брусчатки.
Часто даже не хватало краски или извести. Виленский писатель Юзеф Мацкевич писал о злоупотреблении войтов-колонистов в очерке "Войты пана мальски": "... строится у нас школа - и всегда для стройки нужна известь. Но в прошлом году известный акольничы господина премьера (Славой-Складковским - Л ч.л.. ) приказал принудительно белить дома, туалеты и платы. Для побелки нужна известь. Откуда ее взять, если вдруг целый край необходимо побелить и смазать. Цены идут вверх, евреи начинают спекулировать, а может даже уже и не имеют товара? Что значит не питать товара ?! Целый вагон извести приходит на чыгунач ную станцию Неман для школы. Я уже точно не помню, то ли еврей по фамилии Зляцовски, или какое-то другое. В любом случае ... известь была ночью продано евреям для перепродажи крестьянам - белить заборы и туалеты ".
Выдал генерал постановление и о санитарию в гостиничной деле. Технический и культурный прогресс давал возможность устраивать там гигиенические месте по-современному. Вероятно один из первых унитазов в Лиде был установлен в "Петербургском отеле" Исаака Главбермана, улица Каменская, 6. Об это чудо сантехники писали разные авторы.
Мельхиор Ванькович в книге "Где-где" записал: "... в Лиде пани Главберман, обладательница отеля" Петербургский ", владававшы клозет со сливом воды на кухне, лопалася от гордости. Она страстно уговаривала меня воспользоваться им. Если сказал, что не хочу, она аргументировала свой нажим: "Пусть пан только попробует. Пан В. с Пэцяшы также не хотел, а как попробовал, то сразу захотел " . Для Лиды это был люкс и комфорт. В отеле постоянно жили летчики, и пани Главберман перед праздниками без церемоний забирала у молодых офицеров деньги, объясняя, что " всяровна пропьешь ... " ." Жертвой "пани Главберман был также и лидский помещик Андрей Растворовского, он писал: " и еще, для комплекта, о "Петербургский" отель или "Петербургскую тетю". Очень чистый отельчик, где volens nolens приходилось во время съездов, балов или иных оказией резервировать себя комнату. Владелица, госпожа Главберман - дедичка отеля, происходила из старой Лидской семьи Цыдярович, вышла замуж за хорошо младшего за себя еврея из Пинска Главбермана. Он исполнял обязанности комнатного, парте, посыльного и Вышибалы. Как-то, госпожа Главберман установила новый клозет со спуском воды, и поэтому поощряла всех постояльцев пользоваться им, чтобы оценить удобства. Говорила: "Что значит не нужна? Господу Ваньковичу тоже было не нужно, но как сел, так час сидел!" ".
Обычные славойки имели старые школы города, например № 5 возле замка. И только новые школы, начиная с № 1 и 2 (это сейчас школа № 1) получили современное сантехническое оборудование. А в конце 1930-х гг. в Лиде началось строительство канализации.если что, это гуглоперевод с белорусского, так что в тексте возможны нюансы.