Оригинал взят у в О «тяге к знаниям»
Недавно в разговоре philtrius (с которым мы теперь имеем возможность видеться «по службе» несколько раз в месяц) упомянул, что в откликах на его образовательную эпопею постоянно говорят о том, как власть препятствовала крестьянам получать образование. Можно подумать, что «народные массы» тянулись к знаниям и просвещению, а их не пускали. Это действительно обычное, но вполне смехотворное утверждение. Потому что к образованию отнюдь не стремились не только крестьяне, но и дворяне.
Образование есть все же некоторый труд, «работа». Человек вообще существо ленивое (лень принято считать отрицательным качеством, но на самом деле это естественное и нормальное свойство всякого живого организма) и без крайней необходимости лишнюю работу делать не будет. Поэтому 9 из 10, имея возможность получить какие-то блага (социальный статус, богатство, должностное положение) без такой работы, постараются ее избегнуть. Тех, кому «просто интересно», более 10% и не бывает. Почему и сейчас, когда в/о считается практически обязательным, 90% в лучшем случае формально и с неудовольствием отсиживают «пары» и перед экзаменом слегка просматривают учебник, а в худшем и этого не делают (все равно получая искомую «бумагу»).
Побудительным моментом в получении образования (помимо конкретной выгоды: «сдашь экзамен – получишь должность») может быть только давление со стороны власти либо среды (когда не знать каких-о вещей или не владеть определенными навыками становится в данной общественной среде неприличным). Так вот разница была только в том, что дворян государство ЗАСТАВЛЯЛО учиться - в целях получения образованных кадров для своего аппарата (и то, стало это делать не ранее, чем возникла потребность в таковом), а крестьян – нет (потребность в их обучении появилась не ранее, чем сказались последствия промышленного переворота, возникли массовые армии и т.д., и вот тогда, хоть и с некоторым опозданием, в 1908 ввели «всеобщее начальное»).
читать дальше
Образование есть все же некоторый труд, «работа». Человек вообще существо ленивое (лень принято считать отрицательным качеством, но на самом деле это естественное и нормальное свойство всякого живого организма) и без крайней необходимости лишнюю работу делать не будет. Поэтому 9 из 10, имея возможность получить какие-то блага (социальный статус, богатство, должностное положение) без такой работы, постараются ее избегнуть. Тех, кому «просто интересно», более 10% и не бывает. Почему и сейчас, когда в/о считается практически обязательным, 90% в лучшем случае формально и с неудовольствием отсиживают «пары» и перед экзаменом слегка просматривают учебник, а в худшем и этого не делают (все равно получая искомую «бумагу»).
Побудительным моментом в получении образования (помимо конкретной выгоды: «сдашь экзамен – получишь должность») может быть только давление со стороны власти либо среды (когда не знать каких-о вещей или не владеть определенными навыками становится в данной общественной среде неприличным). Так вот разница была только в том, что дворян государство ЗАСТАВЛЯЛО учиться - в целях получения образованных кадров для своего аппарата (и то, стало это делать не ранее, чем возникла потребность в таковом), а крестьян – нет (потребность в их обучении появилась не ранее, чем сказались последствия промышленного переворота, возникли массовые армии и т.д., и вот тогда, хоть и с некоторым опозданием, в 1908 ввели «всеобщее начальное»).
читать дальше