О "галерных рабах", которые не были рабами ... и прочих морских обыкновениях В средневековых морских республиках, таких как Венеция, Генуя, Пиза, гребцы на галерах были свободными людьми и получали жалование. Традиционные душераздирающие истории о галерных рабах, стонущих под бичами надсмотрщиков, следует относить к более позднему времени, когда на галеры стали отправлять каторжников. В Средние века рабский труд на галерах использовался в основном пиратами. На торговых и военных судах гребцы были в одном статусе с матросами. Они были либо наемными работниками, либо служили по набору, аналогичному рекрутскому. Набор осуществлялся по церковным приходам. Взрослые мужчины прихода тянули жребий, вытянувший отправлялся служить. Жалованье ему платил приход. Состоятельный человек мог откупиться от службы, заплатив отступные в 6 лир - сейчас это гроши, но тогда была солидная сумма. И об экипаже в целом. читать дальше Корабль не мог считаться военным, если экипаж был менее 60 человек. На больших кораблях экипаж составлял примерно 100 человек, а при реальных военных действиях там было несколько сотен. Капитан не только не был «первым после бога», но и вообще не был главным на корабле. Кстати, термин «капитан» тогда применялся к командующим флотами, а того, кого мы сейчас именуем капитаном, назывался комитом. Функции комита состояли в том, чтоб следить, соблюдает ли экипаж морское законодательство республики, и в случаях нарушений определять наказания. Но их должно было утверждать правительство, особенно если дело шло о смертных приговорах. Главными в экипаже были штурман – он прокладывал курс, и корабельный писец, в позднейшей терминологии квартирмейстер или бухгалтер. ( Это Венеция, да) Кроме того, на торговых кораблях находили представители судовладельцев ( как правило, кораблем владели на паях), и два купца, выбранные торговыми домами, чьи грузы перевозились – их называли странствующими купцами. Важные решения принимались коллегиально. Зачастую эти представители и купцы, имевший опыт плаваний , записывались в команду матросами или даже штурманами. Однако количество таких записавшихся ограничивалось законом – экипаж корабля должен был полностью укомплектован. Матросы имели право торговать самостоятельно, однако количество товара, которое они могли провозить, также ограничивалось. Вся эта корабельная демократия имела оборотную сторону – при утере груза неустойку платил не только судовладелец, она распределялась на весь экипаж.