понедельник, 10 июля 2017
Оригинал взят у в
Ешь ананасы, рябчиков жуй-2Продолжим разговор «о скудости и богатстве» в старой и современной России (напомним, по расчетам , рубль 1913 года стоил 819 нынешних рублей).
В первой половине поста мы сравнивали реальные доходы небогатых горожан (рабочих) в России около 1913 года и в наши дни. Реальные доходы этих лиц, разумеется, выросли – но выросли не так значительно, как можно было бы ожидать.
Перейдем теперь к самым богатым! «Средний класс» трогать не будем, ибо нас интересует
расслоение.
В глазах революционеров, маяковских и других поборников социальной справедливости богатая публика в старой России выглядела примерно так:
читать дальше
Очень богатых людей в «царской России» было немного. А. Н. Боханов (в монографии «Деловая элита в России 1914 г.») привлекал данные фискальной статистики: в 1904 году (по официальным данным) только 26 000 лиц имело годовой доход от 10 000 рублей. Впрочем, это число наверняка занижено, так как реальные доходы было сложно выявить и оценить. И очевидно, что к 1914 году богачей стало больше.
Большинство из них было занято в частном секторе.
Что же касается службы, читаем:
«Из 435818 государственных служащих, лишь 91204 имели доходы более тысячи рублей (66). Причем, только 332 чиновника (0,07%) получали доходы свыше 10 тыс. рублей».
Несколько сот таких людей было и среди представителей свободных профессий: 134 врача, 98 адвокатов, 10 нотариусов и 13 литераторов.
К этой же группе следует отнести и круг богатейших землевладельцев.
Чуть ниже я бы расположил просто богатых людей с годовыми доходами 3-10 тысяч рублей – в эту группу попадет основная масса дореволюционного генералитета – военные и гражданские чины IV-II классов, а также высшие слои интеллигенции («профессора Преображенские»). Прибавим к ним менее видных представителей делового мира, включая элитных сотрудников частных компаний («топ-менеджеры», как бы сейчас сказали).
Получим узкий круг богатых людей – менее 1% населения (с членами семей). И даже большинство дворян и чиновников, видимо, окажется за бортом.
Ведь в этот «высший» круг НЕ войдут владельцы мелких предприятий с дюжиной рабочих, мелкие помещики, средние интеллигенты, чиновники среднего звена и основная масса офицерства – их, с точки зрения доходов, отнесем уже к «среднему классу».
Насколько же богаты были прежние «богатые»? Конечно, и по нашим меркам это были очень, очень обеспеченные люди. Именно такие люди могли, например, снимать в Москве «барскую квартиру» из двенадцати комнат плюс четыре комнаты для прислуги плюс гараж плюс отдельная квартирка для шофера (шоферы были элитной прислугой, и им полагалось отдельное жилье). После этого с умилением читаешь про двухуровневую квартиру «скромного, живущего своим трудом литератора» всего из шести жилых комнат. В сравнении с другими представителями элиты это, конечно, скромновато.
Да, нынешний москвич из среднего класса может такому позавидовать! Известно также: в старой России «богачи» были образованны, культурны, обладали лучшим вкусом и умели жить красиво – без кавычек (не знаю, как сказать об этом лучше).
Но были ли эти люди, по современным меркам, богатыми?
Ведь 3 000 рублей в год (нижняя планка, которую я – с долей произвольности – поставил) – это всего 250 рублей в месяц, или, по-нашему, 200 000 рублей в месяц.
Среднее жалованье вице-губернатора (4,5 тысячи рублей, 1916 год) – 300 000 наших рублей в месяц.
Жалованье полковника, со столовыми или добавочными деньгами (2460 рублей, 1913 год) – по современному счету, в пределах 170 тысяч рублей в месяц плюс казенная квартира.
Жалованье генарал-майора в должности командира бригады (4800 рублей, 1913 год) – по современному счету, в пределах 330 тысяч рублей в месяц плюс казенная квартира.
Жалованье генарал-лейтенанта в должности командира дивизии (6000 рублей, 1913 год) – по современному счету, в пределах 400 тысяч рублей в месяц плюс казенная квартира.
Жалованье сенатора (8000 рублей в месяц, 1916 год) – на современные деньги, почти 550 тысяч рублей в месяц.
Заметим, что большинство генералов (и военных, и гражданских) действительно жили на жалованье. Какой-то собственностью, включая собственный дом или дачу, владело только 30% чиновников IV класса и выше (в том числе в руках у жены или родителей).
Жалованье этих «представителей истеблишмента» считалось скромноватым, но все же приближалось к жизненным стандартам самого высшего общества.
Однако для современных «богатых» это вообще НЕ ДЕНЬГИ.
Когда какой-нибудь начальник «Почты России» – вполне официально – назначает себе премию размером 100 миллионов рублей, я понимаю – это просто разные весовые категории.
Скандально высоким в начале XX века было жалованье некоего инженера Ильина, начальника московских водопроводов (это была уже не государственная служба) – сначала он получал 10 тысяч рублей в год, потом попросил еще аж 4 тысячи и служебный автомобиль. Автомобиль не дали, а зарплату все-таки подняли. В газетах поднялся галдеж и лай (в этот момент водопровод не очень хорошо работал, фельетонисты упражнялись в злословии, была карикатура в виде памятника начальнику водопроводов, изо рта которого льется вода и т. п.).
Годовое жалованье министра – а эта всего дюжина государственных деятелей, и более высокого во всем госаппарате не было – 22 000 рублей. На наши деньги – полтора миллиона рублей в месяц.
По дореволюционным меркам, это доходы весьма богатого человека.
А были – те, кого можно признать богатыми и с современной точки зрения?
Такие люди встречались и в «царской России». Это весьма ограниченный круг миллионеров: супербогачей-предпринимателей вроде Морозовых или земельных магнатов вроде князей Воронцовых-Дашковых.
Однако рядом с нашими Усмановыми, Прохоровыми, Ротенбергами – стушевались и они.
Самый богатый бизнесмен царской России Н.А. Второв со своим фантастическим состоянием 60 миллионов «царских» рублей – сегодня не был бы долларовым миллиардером. Он с этими деньгами не вошел бы даже в современный список ТОП-100 «Форбс» по России (2016 год). Состояние богатейших бизнесменов в наши дни – в 20 раз выше.
В общем, как в анекдоте – новый русский поглядел на Эрмитаж и сказал: «чистенько, но бедненько».
Резюмирую: сто лет назад общество в целом было более бедным и «эгалитарным» (с точки зрения распределения материальных благ). В наши дни стало выше и богатство и выше неравенство.
Я, кстати, не утверждаю, что большое «неравенство» – несправедливо и плохо. Просто констатирую факт.
P.S. Вообще-то я пишу здесь довольно банальные вещи! Но если степень неравенства и в современной, и в старой России уже посчитана (коэффициент Джини), и социологи с экономистами про это знают – то для большинства читателей такая оценка осталась бы мертвой цифрой.
А мне хотелось это все проиллюстрировать с «живыми» цифрами и фактами в руках.
@темы:
деньги,
20 век: Россия и вокруг нее