воскресенье, 23 июля 2017
Оригинал взят у в
Моногендерность христианского мираЗря я начала эту тему в прошлом посте, слишком она емкая да и вообще какое-то у меня ленивое настроение перед отпуском. Отпуск, правда, у мужа, а я, следуя ницщеанской идее "философу необходима праздность", взращиваю бездеятельность перед тем, как взяться за диссертацию, но это тоже энергозатратно.
Так или иначе, попытаюсь очертить мизогинию белого человека, пролегающую на таком глубоком уровне imago mundi, что её много веков - почти три тысячелетия - принимали за метафизическую интуицию.
читать дальшеДавно пора признать, что древние греки, при всем своем блеске и красоте, основательно нам подпортили идею дуальности. Ну, это мягко говоря, реально же от неё попросту ничего не осталось. Такое впечатление, что ахейцы, вытесняя пеласгов, оказались невосприимчивы к культам женских божеств. Геката, Гея и Рея, мощнейшие архетипы, совсем сошли со сцены, уступив место вторичным образам типа Пересефоны и Амфитриты (как там на самом деле обстояли с ними дела, мы не знаем, возможности женского сознания были вытеснены на переферию и закреплены на уровне мистерий, не получивших, судя по всему, ни развития, ни долгой жизни).
Сравнивая ариев, вытесняющих в Индостане женскую магию плодородия, смерти и материнской защиты (Кали прежде всего) коренных дравидов с центральной позиции, но включивших её в свою религиозно-философскую систему, можно понять больше о варварской сущности ахейцев (понимая "ахейцы" как обобщающее название всех пост-пеласгических племен, их было намешано немеряно, и реальные ахейцы не самый значимый среди них этнос, зато самый благозвучный топоним). Об этом больно говорить, но праевропейцы никогда не отличались психической тонкостью, и именно на грубом разделении мужского и женского как несмешивающихся субстанций выстроилась цивилизация белого человека.
Нет, кажется, ни одной религиозно-философской системы, кроме христианской, настолько игнорирующей специфику женской психики - чтобы не возникло ложного впечатления, что речь идет только о женщинах, точнее будет говорить о женской части психического субстрата.
Похоже на то, что этот тотальный игнор - прежде всего греческое наследие. Весьма показателен обычай переводить пятилетних (или во сколько там их переводили) мальчиков из гинекея в мужскую часть дома, разлучая, фактически, с матерью или раздельное проживание супругов в мужских и женских домах в Спарте, - но там еще оставались какие-то женские божества, хоть и в урезанном, кастрированном виде. Можно было бы сказать о множестве образов Афродиты, но в философских рассуждениях о любви регулярно встречается добавление, что настоящая любовь возможна только у мужчины по отношению к прекрасному юноше, поскольку любовь к женщине есть не более чем инстинкт размножения. Еще показательней "Каталог женщин" Гесиода, сводимый к перечислению дев, рожавших детей от богов. На фоне пышнокудрых и тонколодыжных телочек выделяются те, кто удостоен двух-трех дополнительных слов "млеко пила и мясо теленка вкушала" (цитатат по памяти).
Абсолютно моногендерная культура, и дальше дело было немногим лучше. Дальше, на самом-то деле, было просто удивительно.
Самым удивительным является нулевой индекс цитирования бегинок. Я когда-то писала о них, не буду повторяться, но если кто-то зайдет в википедию, смотреть надо английский текст, заходя через бегардов - на русском информации практически нет и почему-то нет перехода на другие языки (скорее всего из-за полного несоответствия фактологии, на русском бегинки представлены как полумонашеское движение и объявлено ересью. Представитель РПЦ писал, не иначе). Так вот, бегинки - три века активной врачебной, гуманитарной, литературной и теологической активности, огромнейший размах, сравнимый разве что с крестовыми походами - и полный игнор со строны университетской культуры.
Несколько писательниц из их числа профессионалами считаются крупнейшими мистиками, первая среди равных, скорее всего, Маргарита Поретанская, - но любой человек, мало-мальски подкованный в средневековом мистицизме и теологии, знает Майстера Эйкхарта и практически никто не знает ни одного из женских имен, в то время как именно они внедрили в сознание ширнармасс идею "Христос есть любовь".
Все вместе это напоминает знаете что? Тот известный случай девятнадцатого века, когда английский суд разбирал кляузу на лесбийскую любовь двух барышень и объявил их невиными, поскольку "физическое наслаждение между двумя женщинами технически невозможно". Женщина есть существо настолько чуждое культуре белого человека до середины-конца девятнадцатого века, о ней так мало известно, что - и здесь я перехожу к действительно важному - возможности женской части сознания не изучались и не культвировались специально, как это было во всех других культурах.
(Случались некоторые исключения в куртуазной среде, но не более того. Все это не мешало, а скорее побуждало честолюбивых женщин участвовать в политике, руками мужчин или напрямую, но - мужским манером).
Можно сказать, что одна из важных способностей женского сознания заключается в легкости внутренних изменениий живого объекта. Женское сознание схватывает в один момент все перестановки, суггестии и ритмы, что нужно запустить для желаемых изменений. Это очень сильное колдунство, хорошо, что на нем стоят свои ограничители.
Мужчины, желающие понять это искусство и овладеть им, в европейской культуре идут очень долгим, очень кружным путем. Женщина, настроенная понять свой потенциал и развить его, тоже легко сбивается на мужской путь, он буквально навязывается западной культурой, - тем не менее, именно женщинам чаще удается достичь определенного равновесия, используя оба аспекта сознания, женское и мужское. Мужчины приходят к равновесию в лучшем случае в старости, и то если очень повезет. Исключений появляется все больше, но общественное бессознательное маргинализирует их, делая некотрое послабление только гомосексуалистам. Я понимаю, что говорю сейчас бездоказательные вещи, но мне хочется это записать, чтобы потом когда-нибудь поработать с материалом, пока же меня больше занимает наложение на европейскую однофокусную гендерную культуру восточной философии с её акцентом на метафизическом равенстве женского и мужского как частей единого.
Во всех, кажется, заметных культурах других регионов сплавлению и взаимообмену дуальностей придается огромное значение - причем не только в тантричесом контексте пары, но и в алхимической, индивидуальной работе человека над самим собой. Есть, конечно, определенная польза от европейской моногендерной направленности, вон какую удобную цивилизацию выстроили. Трудно быть в претензии, на самом-то деле. Дальше уже каждому по способностям и потребностям, в смысле глубины и целостности сознания, но это совсем другая история.
@темы:
женский вопрос