Оригинал взят у в
Время от времени, почитывая очередное творение мэтров фантастического жанра или наоборот никому не известного автора Самиздата, я начинаю мерзко хихикать. Это означает, что в книге речь зашла о медицине... Небольшой обзор штампов жанра от практического врача.
Научная фантастика и киберпанк
Я охотно верю в замену поврежденных сегментов конечностей и внутренних органов на выращенные в лаборатории из клеток пострадавшего запчасти. Это реально - кое что уже сейчас, кое что в обозримом будущем. Проблема нейрошунта для подключения замененных запчастей к нервной системе рано или поздно будет решена - в это вложены очень серъезные силы и средства. Разнообразные киберпротезы и экзоскелеты - никаких возражений то же не вызывают. Вопрос только в том при какой доле искусственного в организме человек остается человеком.
Длительный анабиоз. Увы, но мы не ежи и не медведи, так что организм к этому не готов. Погрузить можно, проблема разбудить живым и психически нормальным. Так что либо очень серъезная генетическая модификация астронавтов до рождения - отдельная каста, либо руская рулетка при подлете к цели - часть погибла при пробуждении, а остальные усиленно гадают у кого как съехала крыша и чем это грозит.
Инопланетные вирусы безопасны - вирусы довольно жестко заточены под поражение определенного типа генетического материала. С бактериями все не так весело - в общем риск небольшой, но если пасънс сложится то вылечить кого либо первое время будет невозможно в принципе. Спасение только в жесточайших карантинных мероприятиях с изоляцией\уничтожением всех возможных зараженных. А потом многолетняя работа нескольких лабораторий по поиску специфического антибиотика. Почему то практически никто не пишет о грибах - а с учетом длительного полета, замкнутого объема корабля и регенерации воздуха и воды плесеневые гибы представляют очень серъезную угрозу для экипажа...
читать дальшеМутации. Воздействие жесткого мутагена на взрослый организм, где большинство клеток не делится стандартно приводит к раку. Скорее всего это будут лейкозы со 100% смертностью. Изменения тела и психики возможно, когда воздействие идет на плодв период беременности. Дети должны вырасти, большая часть будет бесплодна. Период закрепления новых признаков - 8-20 поколений - поэтому планета населенная ужасными мутантами это через 200-400 лет после катастрофы.
"Разгон мозга" - круые хакеры с вотнутым в башку разъемом и наркотиком по вене - они гарантированно страдают эпилепсией - любая серъезная стимуляция мозга к ней приводит. Так что крутые хакеры еще и постоянно едят антиконвульсанты, со временем у них меняется характер- становятся несколько туповаты, сильно занудны + взрывчатость характера с мгновенным нападением на источник недовольства...
Подпольная транспланталогия с разбором на запчасти пойманных прохожих. Технически вполне реально, только что с органами делать потом? "Срок годности" - часы, товар скоропортящийся. Серъезная клиника никогда не возьмет органы из сомнительного источника - времени на собственную проверку нет, а риск инфицирования очень серъезный - потом будут иски и возмещение ущерба. Остаются только такие же подпольные клиники - но для того чтобы реципиенты не дохли как мухи в раннем послеоперационном периоде требуются очень большие вложения средств в оборудование и персонал, так что много их не может быть по определению... Поэтому подпольные мясники от медицины массовым явлением быть не могут - не окупится. Если отбросить вопросы морали - гораздо эффективнее создавать банки органов на базе подпольных тюрем с забоем доноров по необходимости или выращивать доноров на специальных фермах...
Фэнтези
Тут для начала стоит определится с вопросами истории. Если взять наугад десяток книг современных авторов, что наших, что западных - примерно в 80% реалии соответвуют раннему новому времени и периоду абсолютизма - XV-XVIII века. О настоящем средневековье нынче писать не любят. Из этого и будем исходить.
Если вспомнить историю медицины - в это время было жесткое разделение терапии и хирургии. Начиная с учебы - медицинский факультет выпускал докторов после 10-12 лет обучения, большая часть которого имела очень косвенное отношение к медицине. Хирурги были организованы по цеховому признаку - поэтому - ученик-подмастерье- мастер и никак иначе и полностью зависели от учителя.
Возвышенные доктора не марали рук - жесткое табу, хирурги резали по принципу Ubi pus, ibi incisio - "где гной - там разрез" не слишком заморачиваясь характером болезни. Совмещения не было никогда! Доктора и хирурги друг друга крайне не жаловали.
Если вспомнить сословия - "доктор медицины" не самый престижный диплом, докторов с аристократическими корнями практически не было. Учеба дорогая. Поэтому контингент студентов - дети обеспеченных горожан и мелкого дворянства. Не было там ни сыновей герцога, ни крестьян, вопреки воззрениям авторш женского фентези )))
Для обучения анатомии требовались трупы. С ними была проблема - выдавали только очень ограниченное количество тел казненных, поэтому редкие шоу в анатомический театре, где при всем желании трудно подробно рассмотреть нужное. Те кто хотел учится доставали трупы сами - покупали у гробокопателей если были деньги или просто ночью шли с лопатами на кладбище. Родственникам усопших это почему то не нравилось и нарваться на клинок по ходу дела было вполне реально. Про это почему то тоже никто не пишет...
После окончания учебы нельзя было просто начать работать. Либо покупка практики у кого то из докторов, собравшихся на покой, либо если с деньгами туго- наниматься на госслужбу или в крупную торговую компанию с отъездом на 10 лет в колонии или дальние рудники и копить на покупку все той же заветной практики или просто тихо спиваться...
У хирургов лучшим вариантом была армейская и флотская медицина - так что 5-10 лет в наемной роте или на корабле. Пираты ктати не худший вариант - обширная практика и возможность крупно заработать...
Похоже на то что описыают в фэнтезийных книжках?
Пара слов о магии. Целительской. В принципе к ней относится все то же, что я только что излагал из истории медицины.
Маг может энергетически воздействовать на тот или иной патологический процесс - обезболить, задавить воспаление, запустить регенерацию, остановить кровотечение. Если не брать божественное вмешательство он не может вырастить утраченные конечности или оживить труп. На работу тратятся силы, поэтомув зависимости от сложности вмешательства - больше определенного количества пациентов в день пролечить не получится. Магов мало, обучение долгое и дорогое - такая помощь не может бытьобщедоступной. Дальше все аналогично докторам медицины...
Напоследок про такой жанр как "академии". Как я понимаю основной контингент авторов - бывшие и нынешние студентки филфаков. Оторвитес,бли, от первоисточников - произведений Роулинг и Громыко
Неужели ни у кого из вас нет подруг врачей или студенток мединститутов, кто мог бы объяснить что и учатся и развлекаются будущие медики не так как в гуманитарной сфере
Медицина штука консервативная - многим студенческим традициям не один век. Плюс корпоративное мышление, которое вбивается будущим врачам с самого начала. Поспрашивайте - узнаете много интересного
)
Про попаданцев
Попадают нынче толпами. и все меняют историю. Медицину в том числе.... Даешь кардиохирургию и иммунологию в 18 веке!!! Не получится, увы.
Для медицины нужны кадры и техническая база. Самый матерый хирург в одиночку не способен сделать большую часть операций. Обучить местных по книжкам сохраненным в телефоне не получится - большая часть знаний будет утрачена.
По технике - максимум доступного без серъезной промышлености - уровень конца 19 - начала 20 века. Опий, кокаин, кофеин, капли наперстянки, бром, спирт, салицилаты, эфирный наркоз. Чудес не будет но смертность уменьшится раза в три.
Максимальный эффект даст не медицина как таковая, а асептик, гигиена и противоэпидемические мероприятия- но об этом скучно писать - читатели не оценят...
*заинтересованно*
А как там развлекаются будущие филологи? Ни одной академки ниасилила, сама химик из очень, очень задротской группы...
По наблюдениям за подругой-медиком - бухают медики таки покруче нас, еще больше, чем мы, проводят за зубрежкой и ценят возможность погулять после сдачи сессии, на что нас не хватило за все пять лет совместной учебы. Никакой прям особой корпоративной этики за медиками, что молодыми, что более старшим поколением (родителями) не замечала, но это может потому, что я в этой среде и оно для меня идет очевидным фоном...
А ведь историю поменяет очень значительно.
А то у меня таких в знакомых нет...
а вот насчет прививки оспы непрофессионалом - это да, можно хорошо влипнуть. В Войну Севера и Юга был случай, когда один гетеросексуальный мужик перезаразил сифилисом весь полк. Вот так вот самостийно прививались и в самом начале цепочки приняли сифилис за оспу.
Алиса Димина, я ист-фак закончила, но ничего особо специфического в развлечениях вспомнить не могу. Вечеринки, как у всех. Выпить, погулять, потанцевать. Единственное, что было замечено после 4 курса -- у гуманитариев и физиков-математиков, к примеру, несколько разное чувство юмора. Обнаружено это было при подготовке студентов к летней практике в пионерских лагерях. Нам устроили что-то вроде КВНа, так вот когда мы представляли свой номер, физики смеялись не там, где мы ожидали. Поэтому после их представления мы спросили их, в нужном ли месте смеялись мы. Они очень удивились, сказали, что да, все в порядке. В общем, самодеятельность была у всех, но репертуар и отношение к нему было несколько различно.
Вообще по наблюдениям, в Новосибирске разве что у НГУ есть своя непередаваемая студенческая атмосфера, да и та вырождается с ужесточением пропускного режима и режима продажи реактивов, а то в прошлые времена отдельные умельцы, судя по мемуарам, устраивали целые подпольные лаборатории в общагах... =)
А сейчас что, всего лишь непуганое сборище олдфагов-реконструкторов и ролевиков всех мастей, ну и стажировка в научных лабораториях, но там, на мой взгляд, ничего сверхэкзотичного нет.
А про чувство юмора - кстати да, немного различаются нюансы, тоже замечала...
Алиса Димина, мы тоже расходились до полуночи, потому что семинары, курсовые, а для них надо собирать материал, а это очень большие объемы, к тому же у многих материал был еще и на иностранных языках.
А сейчас что, всего лишь непуганое сборище олдфагов-реконструкторов и ролевиков всех мастей
А в наши времена не было реконструкторов и ролевиков. Хотя я слышала, что археологи реконструкцией занимались -- чтобы понять, как изготовляли некоторые орудия труда и для чего они существовали. Да и спектакли мы ставили в рамках учебы. К примеру, для более наглядного изучения Древнего Мира -- в первый семестр по Древней Греции, во второй -- по Древнему Риму (правда, дело было интересное, поэтому в спектаклях участвовали не только первокурсники). Таким образом ставили Эсхила, Софокла, Аристофана, Эврипида, Шекспира, Б.Шоу. Лично я сыграла Медею, Миррину из "Лисистраты", Клеопатру (вообще-то, я готовилась играть двух Клеопатр и у Шекспира, и у Шоу, но с Шоу не вышло -- Цезарь заболел), репетировала Антигону (но сама заболела). Для изучения английского языка у нас ставились так называемые English Show. Для них я дважды писала пьесы из американской политической жизни (потому что история США моя специальность).
Скажем так, пост был действительно информативный, пока автор поста сам не ушел в ненаучную фантастику на тему медфакультета. После чего возникло очень большое сомнение, что он вообще имеет хоть какое-то отношение к этому факультету, а не хотел бы иметь и потому имеет право помечтать.
Разница действительно есть, но не та и не там, где он пытается совсем слегка пафосно и совсем чуть-чуть высокомерно намекать. Потому что знакомых студентов-медиков (как и любых других факультетов, что неизбежно при проживании в общаге) у меня как раз было достаточно. И какой-то особой "корпоративной" этики, о которой вещает автор, замечено не было. Отрывались они не хуже нас и порой даже вместе с нами. Не говорить на тему профессии... скорее это было у нас на второй "вышке", да и то не всегда и не слишком.
Так что то ли эта "этика" невооруженным глазом не заметна, то ли ее было принято очень хорошо скрывать, чтобы враг не догадался.
Что касается филфака, то здесь разница действительно есть. Ни у кого больше не было такого обширного списка литературы, как у них. Так что больше них готовился только ин-яз пединститута. Ну и времени у них было соответственно меньше.