26.07.2017 в 17:00
Пишет  Интендант 1 ранга:

Мысли россыпью про Ч-вилль
Или о мрачном призраке Фредериксберга, преследовавшем северян. Начиная с самого Джо Хукера.
Его план можно описать "Мы убивались об их оборону и умывались кровью, теперь пускай они поубиваются об нашу". Начал за здравие - своим манёвром 27-30 апреля охватил армию противника с двух сторон и отправил Стоунмена с кавалерией перерезать единственную ж/д, по которой противник получает снабжение. То есть противник вынужден (по замыслу Хукера) либо атаковать одну из частей Потомакской армии в надежде разбить их по частям, либо отходить на Ричмонд. Оба варианта полностью устраивают северян. Седжвик и Рейндолдс остаются у Фредериксберга изображать из себя огромную армию, Мид, Говард, Слокам, Кауч (без дивизии Гиббона) и Сиклз отправляются в обходной манёвр и переходят Рапидан выше по течению, соединяясь у Чанселлорсвилля.
29 апреля Андерсон, прикрывающий тылы Армии Северной Вирджинии, обнаруживает (?) корпус Мида. 30 апреля Стюарт проводит полную рекогносцировку позиций противника.
Дальше общеизвестно — Ли оставляет на высотах Мари и Проспект Хилл дивизию Эрли и бригаду Барксдейла (~ 11 тыс. человек) против двух корпусов федералов (~40 тыс. человек). Из-за тумана Седжвик не знает об уходе основных сил южан и ведёт себя пассивно.
1 мая. Джексон, прибыв на место, приказывает МакЛоузу и Андерсону атаковать противника перед ними. МакЛоуз атакует дивизию Сайкса, Андерсон при поддержке Родса — корпус Слокама. У Хукера в бою один и одна треть корпуса, под рукой ещё три свежих, не вступивших в бой. И численное превосходство. Он приказывает отступать и укрепляться. Почему? Две версии:
1. Он испугался (Hooker lost his nerve, часто встречается в западной литературе).
2. Он был пьян (эту версию распространял Кауч, который после сражения насмерть перессорился с Хукером и запросил перевода из Потомакской Армии, явно небеспристрастный наблюдатель).
Мне кажется, что обе эти версии не слишком состоятельны. Дело совсем в другом — Фредериксберг. Зачем атаковать противника, когда мы скоро вынудим его атаковать нас? Тем более, что Стоунмен вот-вот должен перерезать его пути снабжения (наверное... может быть...).
Весь вечер и всю ночь южане слушают, как северные работники пилы и топора строят укрепления на позициях вокруг Чанселлорсвилля.

Предположительно, под эти звуки Джексон предлагает свой дерзкий план. Попутно Стюарт привозит отчёт о рекогносциовке, сделанной Фитцхью Ли. Роберт Ли даёт добро на фланговую атаку, оставаясь с дивизиями Андерсона и МакЛоуза (минус бригада Барксдейла) против основных сил противника.
2 мая Сиклз замечает колонны южан, уходящие куда-то на юг. Just as planned — противник отходит к Ричмонду, иначе же и быть не может. К чести этого весьма, хм, колоритного генерала, он атакует хвост колонны конфедератов и берёт пленных, которые гордо заявляют "Сейчас-то вы на коне, но посмотрим, что будет вечером на вашем правом фланге!" (ах, эти южане...). Эти разведданные если кому-то и докладываются, то быстро попадают под сукно.
Хукер, вполне осознавая, что его правый фланг "повис в воздухе" вызывает Рейнолдса из Фредериксберга, который должен был к вечеру прибыть на правый фланг, чтобы усилить и продлить линию Говарда (11 корпус Говарда — слабейший в Потомакской Армии). Он задерживается в глуши и не доходит вовремя до места назначения.
Ок. 18 часов Джексон с трёмя дивизиями выходит на исходные позиции на Орандж Тёрнпайк. Родс впереди, за ним Колстон, за ним Хилл. Фланговая атака полностью разбивает и обращает в бегство 11 корпус. Сиклз пытается контратаковать с юга, но его войска попадают под перекрёстный огонь противника и своих же товарищей из 12 корпуса, и атака быстро выдыхается. В той же атаке Джексон получает своё ранение, командование переходит к Хиллу. Которого тоже вскоре ранят и командование переходит к Стюарту.
3 мая. Южане, находясь в меньшинстве, и дважды разделив свои силы продолжают атаковать. Стюарт, перестроив свои дивизии — теперь атаку ведёт дивизия Хилла, которого сменил Генри Хит (да-да, тот самый, что начал битву при Геттисберге), за ней — дивизия Колстона, а замыкает дивизия Родса. Сиклз, чтобы спрямить свою линию обороны, принимает решение оставить Хейзел Гроув, совершая тем самым непростительную ошибку — он только что оставил противнику ключевую высоту и лучшую артиллерийскую позицию в округе. Стюарт немедленно её занимает и организовывает массированный обстрел артиллерийских позиций северян, а также дома Чанселлора (не уверен, фамилия это или должность), где расположил свой штаб Хукер. Примерно в 9:15 Хукер ранен в голову обломком разбитой снарядом колонны. Черепно-мозговая травма с потерей сознания. Присутствующий при этом Кауч не знает что делать — с одной стороны вроде как командующий ранен и надо объявить об этом и принять командование на себя, с другой крови нет, может он сейчас встанет и очухается. Тогдашняя медицина ещё не дозрела до классификации ЧМТ и сотрясений мозга. К 10 часам Андерсон доходит до Хейзел Гроув, тем самым соединяясь с войсками Стюарта (момент триумфа Ли). Хукер, слегка очнувшись, передаёт командование Каучу, но делает это только на словах, на деле он отдаёт ему приказ начать возглавить отход на следующую линию обороны. Кауч, естественно, очень недоволен такой "половинной передачей". Северяне оставляют Фейрвью Хилл и окрестности Чанселлорвилля, отходя дальше в Глушь. Здесь нужно отметить, что Мид неоднократно запрашивал разрешение контратаковать (у него была очень удачная позиция для удара во фланг Стюарту), но ответа не получил. А был отличный шанс.
Седжвик, тем временем, который в предыдущие дни преимущественно находил оправдание, почему атаковать не стоит (Фредериксберг! Кто в здравом уме будет после такого атаковать высоты Мари?), наконец решается действовать. По иронии судьбы его войска прорывают оборону противника на самом страшно выглядящем участке — у каменной стены. Эрли отходит к югу, Ли посылает МакЛоуза ему в поддержку. Последний останавливает наступление северян у Салем Черч.
4 мая. Ли оставляет Стюарта с его тремя дивизиями у Чанселлорвилля, а сам с дивизией Андерсона идёт к МакЛоузу и Эрли. Это идеальный момент для контратаки основными силами — у Хукера пять корпусов (исключаем разбитый 11-й, хотя он уже более-менее восстановился к тому моменту), у Стюарта три дивизии. Перед боем они насчитывали примерно 27 тыс. человек. Это меньше чем два северных корпуса (южные дивизии больше северных). Но после ранения Хукер уже действительно lost his nerve.
Эрли возвращается на высоты Мари, отрезая Седжвика от Фредериксберга, МакЛоуз должен атаковать с другой стороны, но не делает этого. После прибытия дивизии Андерсона по плану южане должны были атаковать Седжвика с трёх сторон, но полноценно атакует только Эрли, Андерсон участвует ограниченными силами, а МакЛоуз снова ведёт себя пассивно.
5 мая. Седжвик уходит через броды на северный берег Раппаханнока. Хукер, узнав об этом, собирает военный совет своих корпусных командиров, ставя вопрос "атаковать или отступать?". Кауч за отступление, Сиклз воздержался, Мид, Говард и Рейнолдс за атаку, Слокам не присутствовал. Несмотря на перевес сторонников наступления, Хукер принимает решение отступать и 6 числа основные силы Потомакской армии уходят на север от линии Раппаханнок — Рапидан.

Хм, хотел написать несколько соображений, в итоге вышел конспект всего сражения. Ну да пусть будет. Буду благодарен за указания на косяки.

URL записи

@темы: 19 век, СшА