понедельник, 28 августа 2017
Оригинал взят у в
Еще раз о лице...Перед разговором о свободе и рабстве, хотел просто еще раз подчеркнуть в известном смысле революционность изобретения римлянами понятия "лица" - юридической ипостаси, отделенной от физического человека.
Так, человек появляется с рождением, и исчезает со смертью.
"Лицо" - нет.
Оно возникает ДО рождения человека, и не прекращается с его смертью.
читать дальшеОно возникает с момента зачатия - когда еще ничего не понятно, мальчик ли будет или девочка, и даже один ли будет ребенок или двойня/тройня. Потому что в римском праве действует принцип nasciturus pro nato habetur - тот, которому предстоит родиться (nasciturus), считается за уже рожденного. В частности, это значит, что плод является субъектом наследственного права - его должны учитывать при разделе наследства, при определении субститутов и т.п. Потом, уже после рождения, можно подрихтовать напильником (не ребенка, а наши рассчеты!). Но лицо уже есть в природе вещей.
После же смерти лицо тоже продолжает не только свое существование, но и свою деятельность - в виде наследства. Наследство рассматривается не как имущественная категория, т.е. совокупность всех вещей, оставшихся от усопшего, а как совокупность всех правоотношений, которые имел наследодатель - обязательств (активных и пассивных), долгов, исков и т.д. Естественно, ведет дела такое лицо через представителей, душеприказчиков. Оно существует до того момента, пока наследство не будет принято наследниками.
Просто интересный чисто культурологический момент: погребальную процессию в Риме возглавлял... покойник. Собственной персоной - в самом прямом смысле слова persona. Впереди всей процессии шел актер, на котором была посмертная маска усопшего, в его парадных одеждах (тога с широкой или узкой пурпурной полосой), с его инсигниями...
Вот такое понятие об оторванной от реального человека ипостаси дало возможность появлению в дальнейшем категории
юридического лица, под которой уже вообще не было никаких конкретных людей...
@темы:
античность