Оригинал взят у в "Вы испанец? Это многое объясняет"
Думаю, после этой записи станет понятнее, почему испанский флот в Наполеонику не взлетел.
Итак, в 1793 году в Гаване был построен великолепный 112-пушечный красавец - "Принсипе де Астуриас". Раз корабль готов и вооружен - его нужно перегнать в Кадис. Обычная рутинная работа.
А теперь данные из отчета первого капитана "Принсипе де Астуриас", дона Андриана Валькарселя (Varcalcel). Прежде всего он отмечает, что вышел из порта с плохо уложенным балластом, нарушена дифферентовка, однако лучше его он уложить не может - нет матросов. Более половины его команды составляют мулаты и негры, которые корабли раньше видели на картинке и в морском деле - функция, стремящаяся к нулю. Он так и пишет о них, как о "несчастных, набранных в Санта-Фэ и Кампече", то есть мексиканцах, у которых нет ни обуви, ни носков, ни рубах.
Поскольку корабль выходит из Гаваны 28 января 1794 года - понятно, что в Северном полушарии зима, однако на Карибах-то она теплая, а вот уже в районе Азорского максимума как-то не очень. Вообще путь корабля идет вдоль побережья Северной Америки, чтобы корабли подхватил Гольфстрим, и далее через Атлантику к мысу Финистерре, чтобы потом спуститься вдоль побережья Португалии в Кадис. Так вот, уже 2 февраля начинаются первые смерти. Пока от переохлаждения. Потом наступает голод - свежие продукты испортились, солонины и консервированных продуктов нет. Люди на полном серьезе варят... доски, чтобы похлебать хоть какой-то отвар. Лекарь, взятый в плавание, оказался шарлатаном, и был выкинут за борт. Но от этого не легче, лекарств-то нет. Капитан сам пишет: "Эти бедняги безмерно опечалены, молятся, и уже почти видят загробный мир... Конец многих из них будет очень трагичным".
Сам капитан не спит вообще, не ест, и чуть ли не сам стоит за штурвалом - знающих матросов почти нет. К середине февраля потери в экипаже - повторяю, плавание рутинное совершенно, войны нет, просто переход из точки А в точку Б - составили 34 человека умершими (уже выкинуты за борт) и 31 человек тяжело больными (вот-вот последуют туда же).
В начале марта 1794 года корабль наконец-то пребывает в Кадис. Вот что пишет капитан: "Ваше Величество, можете поверить, что этот корабль прибыл в Испанию только по милости Господа Бога и из-за моих бессонных ночей, благодаря которым, как хорошо известно, я потерял все свое здоровье в этом путешествии... Я до сих пор не могу поверить, что мы в таких условиях и с такой командой смогли дойти..." Общие потери в переходе - 112 человек умершими.
Выживших мулатов и негров Его Королевское Величество в благодарность за их работу повелели бесплатно перевезти обратно в Гавану летом (чтобы полностью все не померли в ужасном для них климате).

Два красавца-систер-шипа - 112-пушечные "Санта-Анна" и "Принсипе де Астуриас".
Итак, в 1793 году в Гаване был построен великолепный 112-пушечный красавец - "Принсипе де Астуриас". Раз корабль готов и вооружен - его нужно перегнать в Кадис. Обычная рутинная работа.
А теперь данные из отчета первого капитана "Принсипе де Астуриас", дона Андриана Валькарселя (Varcalcel). Прежде всего он отмечает, что вышел из порта с плохо уложенным балластом, нарушена дифферентовка, однако лучше его он уложить не может - нет матросов. Более половины его команды составляют мулаты и негры, которые корабли раньше видели на картинке и в морском деле - функция, стремящаяся к нулю. Он так и пишет о них, как о "несчастных, набранных в Санта-Фэ и Кампече", то есть мексиканцах, у которых нет ни обуви, ни носков, ни рубах.
Поскольку корабль выходит из Гаваны 28 января 1794 года - понятно, что в Северном полушарии зима, однако на Карибах-то она теплая, а вот уже в районе Азорского максимума как-то не очень. Вообще путь корабля идет вдоль побережья Северной Америки, чтобы корабли подхватил Гольфстрим, и далее через Атлантику к мысу Финистерре, чтобы потом спуститься вдоль побережья Португалии в Кадис. Так вот, уже 2 февраля начинаются первые смерти. Пока от переохлаждения. Потом наступает голод - свежие продукты испортились, солонины и консервированных продуктов нет. Люди на полном серьезе варят... доски, чтобы похлебать хоть какой-то отвар. Лекарь, взятый в плавание, оказался шарлатаном, и был выкинут за борт. Но от этого не легче, лекарств-то нет. Капитан сам пишет: "Эти бедняги безмерно опечалены, молятся, и уже почти видят загробный мир... Конец многих из них будет очень трагичным".
Сам капитан не спит вообще, не ест, и чуть ли не сам стоит за штурвалом - знающих матросов почти нет. К середине февраля потери в экипаже - повторяю, плавание рутинное совершенно, войны нет, просто переход из точки А в точку Б - составили 34 человека умершими (уже выкинуты за борт) и 31 человек тяжело больными (вот-вот последуют туда же).
В начале марта 1794 года корабль наконец-то пребывает в Кадис. Вот что пишет капитан: "Ваше Величество, можете поверить, что этот корабль прибыл в Испанию только по милости Господа Бога и из-за моих бессонных ночей, благодаря которым, как хорошо известно, я потерял все свое здоровье в этом путешествии... Я до сих пор не могу поверить, что мы в таких условиях и с такой командой смогли дойти..." Общие потери в переходе - 112 человек умершими.
Выживших мулатов и негров Его Королевское Величество в благодарность за их работу повелели бесплатно перевезти обратно в Гавану летом (чтобы полностью все не померли в ужасном для них климате).

Два красавца-систер-шипа - 112-пушечные "Санта-Анна" и "Принсипе де Астуриас".