
Опись, протокол, отпечатки пальцев. Что может быть проще, понятней и обыденней дактилоскопии? Авторы детективов давным-давно не поминают всуе этот раздел криминалистики. Всем известно – найденные на месте происшествия «пальчики», как ласково называют эту разновидность следов почти все любители и профессионалы детективного жанра, однозначно укажут лицо (экий анатомический выверт, однако), совершившее преступление или хотя бы там, на месте, побывавшее. Банально, Хоботов!
Начиная свои записки, я тоже не собирался касаться дактилоскопической экспертизы, однако, время от времени приходится читать очередные сенсационные разоблачения из серии: «Последние исследования британских ученых доказали: криминалистические методы идентификации не имеют под собой научной основы!». Да и у вполне здравомыслящих людей часто встречаются искаженные большим экраном представления об этой дисциплине. Поэтому я всё-таки решил, по возможности без лишнего занудства, буквально «на пальцах», рассказать про основы.
Первую конкретную информацию я почерпнул в повести Юрия Сотника «Машка Самбо и Заноза», по ходу которой детектив любитель Петя из седьмого «Б», расследует дело об испорченном электрополотёре, и прибегает к снятию отпечатков пальцев:
«Еще в самом начале своей сыскной деятельности Петя обзавелся большой лупой, а в конце сентября сделал очень ценное приобретение. Ему давно было известно, что отпечатки пальцев на различных предметах проявляются магнитной кисточкой. Потом он узнал, что для магнитной кисточки простые железные опилки не годятся, а нужен какой-то особый порошок, именуемый восстановленным железом. Где его взять, Петя не знал. И вдруг однажды, покупая в аптеке пирамидон для мамы, он увидел под стеклом на прилавке коробку с этикеткой: "Восстановленное железо. 20 порошков". Стоила она всего пятнадцать копеек. Купив коробку, Петя примчался домой, разломал электромоторчик, вынул из него маленький постоянный магнит и ткнул один из концов магнитика в порошок. Порошок повис на магнитике темно-серой кисточкой. Петя прижал большой палец к чистому листу бумаги, потом стал водить по этому месту магнитной кисточкой. Через несколько секунд проявился серый отпечаток пальца с отчетливым рисунком папиллярных линий. Петя, конечно, притащил магнитную кисточку в школу. Нечего и говорить, какое впечатление произвела она на шестиклассников. Что там шестиклассники! Однажды Петю остановил в коридоре высокий толстый учитель физики Митрофан Фомич. Он сказал своим гудящим басом:
– А ты у нас, оказывается, вроде восходящего светила на поприще криминалистики. Мне в девятом "В" о твоих чудесах рассказывали.»
( Читать дальше... )