13:56

Не так давно прочитал воспоминания немцев. которые участвовали в оккупации Гомеля в 1918 году. И встретил там упоминание белицкого омнибуса, который перевозил людей между гОмелем и Новобелицей - заречным районом Гомеля. Заинтересовался что за он. недавно немец один выкинул в продажу оригинальные фотки времен первой мировой. Вот он.


Вот так выглядела маршрутка времен первой мировой. Да, омнибусом его прозвали немцы, а так телега звалась "линейка". Стоимость проезда в 1910 году - 20 копеек (что-то около цены фунта мяса). При среднем заработке работников по найму 10-30 рублей в месяц. ну машинист паровоза или земский доктор получали рублей 50. По такой зарплате уже не так накладно проехать на скамейке под крышей. А вот если извозчик с ветерком - то выкладывай все 80 копеек. navimann.livejournal.com/1036748.html

@темы: деньги, история транспорта, мой Гомель

Комментарии
16.02.2018 в 14:05

El sueño de la razón produce monstruos
Нет-нет, и не убеждайте - все равно дорого. Двугривенный, помилуйте. Да, понимаю, овес дорог, все такое - но зарвалась таксомафия, что ни говорите...
16.02.2018 в 14:08

Atandakil, ну дуйте две-три-четыре версты пешком. А вообще интересно, чё это вас в такую даль понесет? Уж собрались в дальнюю поездку, так не жмотьтесь!
16.02.2018 в 14:20

El sueño de la razón produce monstruos
В каком смысле, в дальнюю?
Из Гомеля, скажем, в Новобелицу? Так это... вдруг дела какие-нибудь, то да се... Впрочем, за такие деньги и пешком полчаса-час пройтись не лень.
/*Ворчит под нос*/ Хорошее дело... полбутылки казенной за то, что провезут две-три версты...
А если речь идет о поездке в Гомель - то увольте. Не поеду. А если и поеду, то уж никак не в 1910 год. Ибо обдираловка, простите. Или если уж ехать в Гомель 1910 года - так на своем моторе (хотя на бензине тоже, небось, разорят). Или со своим велосипедом.
16.02.2018 в 14:31

El sueño de la razón produce monstruos
PS вот сейчас специально проверил: от станции до Новобелицы (если считать администрацию) длина маршрута по карте - пять верст. Ну, или 5,2 километра. www.google.by/maps/dir/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD...!4m9!4m8!1m5!1m1!1s0x46d469af75933349:0x8826f52784c92ad0!2m2!1d30.9913279!2d52.4308501!1m0!3e0
Это за что такие деньги платить? :) :) :) :)
16.02.2018 в 14:31

Atandakil, я имела в виду, из Гомеля в Новобелицу))) там на самом деле до Новобелицы явно больше двух верст, даже если брать от реки. И она длинная, еще версты четыре. Ну и по городу, если от вокзала до реки - версты три
Ума не приложу, зачем кому-то из Гомеля в Новобелицу ехать. Я, пока дачу там не завела, раза два или три там была
16.02.2018 в 14:33

Atandakil, пять верст - это до границы, где дома начинаются)
16.02.2018 в 14:38

El sueño de la razón produce monstruos
Ну, предположим, живет человек там, в Новобелице. (я, правда, не знаю, что там было в 1910 году - но ведь жили же люди?).
И вот приехал он э-э-э... скажем, из дальних странствий, нужно ему добраться до дому - глядь, а с него такие деньги требуют. "Отечества и дым..."

С другой стороны, если из Гомеля в Новобелицу проезд стоил двугривенный - то обратно не меньше. А что, людям из Новобелицы в Гомель ездить не нужно? Может, кто-то там на службу устроился. И что ему, по сорок копеек в день на проезд тратить?
16.02.2018 в 14:44

Atandakil, если он из дальних странствий - он и на поезде может подъехать, в Новобелице желдорога тоже проходила. А уездных чиновников граф Румянцев специально отселил из Гомеля в Новобелицу, чтоб на глазах не шастали. То есть беличанину в Гомель - это разве что по магазинам пройтись, а гомельчанину в Белицу - это с уездной администрацией общаться))
16.02.2018 в 14:44

El sueño de la razón produce monstruos
пять верст - это до границы, где дома начинаются)
До администрации района - пишут пять с половиной.
Но она такая длинная, что я задумался - а какой она была в 1910?
16.02.2018 в 14:48

Atandakil, а там все эти четыре версты - это улица частных домиков в основном, и только ближе к Гомелю - каменные дома сталинской примерно постройки, в стороне от главной улицы - брежневской. Не знаю, как оно век назад было, но скорее всего, на месте сталинок еще поле было, а городок дальше начинался.
16.02.2018 в 14:49

El sueño de la razón produce monstruos
в Новобелице желдорога тоже проходила.
А станция была? То есть, если я, скажем, из Варшавы еду - я там выйти смогу или остановки не будет?

А уездных чиновников граф Румянцев специально отселил из Гомеля в Новобелицу, чтоб на глазах не шастали. То есть беличанину в Гомель - это разве что по магазинам пройтись, а гомельчанину в Белицу - это с уездной администрацией общаться))
Ну, вот, еще и это.
Бумагу выправить - сорок копеек на проезд. Товарами городскими закупиться - сорок копеек за проезд. Да и просто в путейцы податься - тоже сорок копеек?
Вот и поймите, как тут жить, в этой дали от цивилизации...

Хм... А если я, скажем, уездный чиновник, в доме ребенок растет и его в гимназию отдавать пора - так в Новобелице были гимназии? Или тоже ребенка каждый день в Гомель возить надо? Так какое жалованье такое выдержит?
16.02.2018 в 14:54

El sueño de la razón produce monstruos
Не знаю, как оно век назад было, но скорее всего, на месте сталинок еще поле было, а городок дальше начинался.

Получается, еще дальше, больше пяти верст...
Ну... впору о собственном выезде думать. Если средств хватит. Или сельским хозяйством заниматься для недостаточных, ибо в город так не наездишься.

/*Вздыхает*/ А вот англичане, говорят, подземный механический трамвай под своей Темзой пустили. Почему городские власти в Гомеле наземным не озаботились?
А обещали-то три короба: "Съ 1901 г. главныя улицы предпологается даже освѣщать электричеством и покрыть сѣтью лiний электрическаго трамвая; правительством уже разрѣшено заключить контрактъ на это предпрiятie" (gomeltrans.net/history/transport/tramway).
16.02.2018 в 14:57

А станция была? была. Сейчас не знаю, а когда-то пассажирские на пару минут останавливались.

Бумагу выправить - сорок копеек на проезд. Товарами городскими закупиться - сорок копеек за проезд. пешком никто не отменял)

Да и просто в путейцы податься - тоже сорок копеек? железная дорога своих сама должна возить, бесплатно)

А если я, скажем, уездный чиновник, в доме ребенок растет и его в гимназию отдавать пора была ли там гимназия - не знаю, но даже если не было - никто ж детей каждый день за шесть верст не возил. определяли на квартиру
16.02.2018 в 15:00

Atandakil, наврали, как всегда. Они и щас что-то обещают насчет электрического трамвая до Новобелицы, но конкретных сроков не говорят
16.02.2018 в 15:04

El sueño de la razón produce monstruos
Какая прелесть... Это уже близко к рекорду: 118 лет обещаний - это на два года больше, чем интервал от выхода "Критики Готской программы" Маркса, пообещавшей коммунизм, до 1991 года...
16.02.2018 в 15:06

Не, ну троллейбусы ж ходят. И автобусы... так что частично выполнили. Но мы все равно хотим трамвай!
16.02.2018 в 15:12

El sueño de la razón produce monstruos
пассажирские на пару минут останавливались.
Ну, уже легче... Стало быть, можно прямо в Новобелицу ехать...

пешком никто не отменял) Вот и я говорю - час-другой пешкодралом... все дешевле!

железная дорога своих сама должна возить, бесплатно) Ох, сомневаюсь, что путевого обходчика или рабочего в депо из Новобелицы в Гомель кто-то бесплатно повезет...

никто ж детей каждый день за шесть верст не возил. определяли на квартиру
Вот и как семи-восьмилетнего ребенка определить на квартиру? Одного не поселишь, нужно или всем переезжать или с прислугой устраиваться...
16.02.2018 в 15:15

El sueño de la razón produce monstruos
Не, ну троллейбусы ж ходят. И автобусы... так что частично выполнили. Но мы все равно хотим трамвай!
Ну, так и не 1901 год, я чай!

Но все же с такими ценами, воля Ваша, в начале XX века из Гомеля в Белицу не наездишься... Разве что, раз-другой в неделю... Как в другом городе, право.
16.02.2018 в 15:20

Ох, сомневаюсь, что путевого обходчика или рабочего в депо из Новобелицы в Гомель кто-то бесплатно повезет... во первых - такие люди живут недалеко от места работы и на работу пешком ходят. По гудку, если в депо. Моя тетка ходила в свое время, я этот гудок помню. Если работа на линии - ходили рабочие вагоны с паровозиком, доставляли бригаду на место работы. А во вторых, если сильно надо, то по знакомству железнодорожники могут хоть до Москвы довезти

Вот и как семи-восьмилетнего ребенка определить на квартиру? Одного не поселишь, нужно или всем переезжать или с прислугой устраиваться... или платить хозяйке квартиры, у которой таких же киндеров целый выводок. а в гимназию вообще-то не с семи лет отдавали, а примерно с десяти.
16.02.2018 в 15:22

Но все же с такими ценами, воля Ваша, в начале XX века из Гомеля в Белицу не наездишься... Разве что, раз-другой в неделю... а чаще и не надо. я ж говорю - оно и сейчас как-то наособицу получается, а уж тогда-то...
16.02.2018 в 15:24

El sueño de la razón produce monstruos
PS поискал я в Интернете - утверждают, что мужская гимназия в Гомеле была одна (Александровская гимназия на углу улиц Новиковской и Могилевской (нынче - улицы Карповича и Кирова). Посмотрел по карте - еще дальше.
16.02.2018 в 15:30

Atandakil, только на квартиру! без вариантов)
16.02.2018 в 15:32

El sueño de la razón produce monstruos
А во вторых, если сильно надо, то по знакомству железнодорожники могут хоть до Москвы довезти
Ну, это как кто устроился. А если пришел устраиваться из Белицы, то уже появляется проблема.

или платить хозяйке квартиры, у которой таких же киндеров целый выводок.
Ну, есть такой вариант - но отдавать ребенка в чужую семью...

а в гимназию вообще-то не с семи лет отдавали, а примерно с десяти.
В приготовительный класс могли попасть и в семь-восемь.

я ж говорю - оно и сейчас как-то наособицу получается, а уж тогда-то...
Вот тут я и подумал - а отчего же такой удаленный район вообще к городу присоединили...
Читаю сейчас ее историю - забавно получается: вначале искусственно создали как уездный центр, заселяя жителями соседних деревень и записывая их в мещане, потом этот центр перевели в Гомель, а сам город присоединили к Гомелю в качестве предместья, а географически между ними разрыв и транспортная связь еще в начале XX века носила какой-то сомнительный характер. Вот уж развлечение придумали!
16.02.2018 в 15:39

El sueño de la razón produce monstruos
только на квартиру! без вариантов)
И отправили дитятко к чужой тетеньке за семь верст...

Кстати, женская гимназия тоже нашлась. И чуть поближе - недалеко от Базарной площади.
Тоже, получается, на квартиру определять...
16.02.2018 в 15:50

Atandakil, на картах еще в 60х годах Гомель выглядел забавно: этакий червячок, чуть скособоченный в талии. а потому, что Гомель был длинный - несколько верст вдоль улицы Советской, а по бокам еще несколько линий улиц, а потом, после Сожа, еще несколько верст продолжался Новобелицей. Но сейчас он сильно раздался в стороны, червячка не видно)
16.02.2018 в 16:06

El sueño de la razón produce monstruos
А сейчас, кстати, на карте Google Maps южная часть Гомеля уж-ж-жасно напоминает Риу ди Жанейру в миниатюре. Такая же рваная застройка - словно корова на противотанковую мину наступила: тут кусок, там кусок, чуть поодаль - еще фрагменты.
16.02.2018 в 16:09

Atandakil, климат у нас не риудижанейрский и окияна, хнык, под боком нету)
16.02.2018 в 16:19

El sueño de la razón produce monstruos
Километровых гор посреди города, которые по любому поводу нужно объезжать, тоже нету? :)
Кстати, как с ливнями на неделю подряд при тридцати трех градусах? А то некоторые устойчивые кариоки - и те жалуются. И тараканы тонут
16.02.2018 в 16:24

Atandakil, гор нету, но и городская планировка далека от квадратно-гнездового идеала. А ливня нам одного хватает, чтобы на улицах города образовались озера по пояс. Одно такое периодически-возникающее - прямо под моим балконом
16.02.2018 в 16:30

El sueño de la razón produce monstruos
но и городская планировка далека от квадратно-гнездового идеала.
Ну, да, это точно Риу ди Жанейру. Без гор.

А ливня нам одного хватает, чтобы на улицах города образовались озера по пояс.
/*Утешительно*/ Зато оползней, как в Риу нет. И таких промоин.

С другой стороны, логично - раз нет гор, то и вода не стекает. Оно, конечно, есть и другие способы борьбы с этой напастью - но это, наверное, уже после трамвая будет.
Впрочем, город под сильные дожди обычно никто не проектирует - за редким исключением.