Натуральная оспа – страшное, высокозаразное и пока единственное заболевание человека, которое было ликвидировано в результате кампании глобальной вакцинации. Противооспенная вакцина, в составе которой использовался живой вирус коровьей оспы, оказалась высокоэффективной.
Существует две разновидности вируса оспы человека (VARV - variola virus) - variola major, который вызывает так называемую «большую оспу» с высокой летальностью, и variola minor, вызывающий оспу с более лёгким течением и летальностью всего около 1%. Повальные эпидемии были обусловлены вирусом variola major, сопровождались высокой летальностью, быстро распространялись в связи с высокой восприимчивостью людей и простым механизмом передачи - воздушно-капельным. Именно благодаря высокой восприимчивости этот вирус и сейчас рассматривается как потенциальное средство ведения биологической войны, поскольку значительная часть населения в настоящее время не имеет к нему иммунитета, так как рутинная вакцинация против оспы была прекращена в конце 1970‐х.
А что было до этого?
До этого натуральная оспа отправляла на тот свет около 50% заболевших; в XVIII веке в Европе ежегодно погибали более четырехсот тысяч человек, жертвами натуральной оспы пали несколько европейских монархов - император Римской империи Иосиф I, испанский монарх Луис I, российский император Петр II (на нем дом Романовых пресекся в мужском колене), королева Швеции Ульрика Элеонора, королева Шотландии Мария II на 33 году жизни, король Франции Людовик XV и т.д. В 1610 году оспа была занесена в Сибирь и практически на 50% сократила население региона. В средние века Европа уже представляла как бы сплошную оспенную больницу, и некоторые врачи (например, Иероним Меркуриалис) стали утверждать, что «каждый человек должен болеть оспой, по крайней мере один раз в жизни». В XVIII веке только от этой болезни умирал каждый седьмой новорожденный. Чуть позже, в XIX веке, во время франко-прусской войны 1870–1871 годов разразилась крупнейшая за всю историю Европы эпидемия натуральной оспы, унесшая жизни более полумиллиона человек. И даже в середине XX века, по оценкам ВОЗ, в мире ежегодно натуральной оспой заболевали около пятидесяти миллионов человек, два миллиона умирали. Люди, выжившие после натуральной оспы, могли частично или полностью терять зрение, у них на коже оставались рубцы в местах бывших язв. Поэтому победа над этим заболеванием является, безусловно, одним из величайших достижений медицинской науки.
читать дальшеЕстественно, что ещё в древности люди пытались противодействовать этой инфекции. Поскольку VARV прекрасно сохраняется в корочках эпителия больных, именно они вдувались в нос здоровым людям для предотвращения тяжёлого заболевания. И - да, некоторые переболевали нетяжелой формой болезни, но многие - болели тяжело, умирали и становились причиной взрывного характера эпидемий. И только в XVIII веке был предложен метод так называемой вариоляции - вирус VARV, выделенный из оспенных пустул инфицированного, вводили посредством инсуффляции (вдувание порошка в полости) или скарификации лицам, не обладающих иммунитетом. Несмотря на то, что эта процедура приводила к 2% летальности, это был прорыв, ибо коэффициент смертности при естественном заражении был гораздо выше. Вариоляция использовалась на протяжении нескольких столетий в Индии и Китае, прежде чем была введена в Западной Европе в 1723 году, и была единственным средством защиты от оспы до тех пор, пока Эдвард Дженнер, доктор из маленького городка Беркли в Англии, не заметил, что руки доярок иногда инфицируются вирусом коровьей оспы (CPXV - cowpox virus), и эта локальная инфекция обеспечивала защиту и от натуральной оспы. Тогда он взял материал из кожного поражения у доярки Сары Нелмес и произвел вакцинацию мальчика Джеймса Фиппса. Далее Дженнер посредством вариоляции произвел заражение натуральной оспой мальчика, и он оказался устойчивым к инфекции. Хотя другие исследователи тоже обращали внимание на корреляцию между инфекцией CPXV и резистентностью к натуральной оспе, именно Дженнер продемонстрировал эффективность ВАКЦИНАЦИИ, инфицировав ребёнка VARV. Также он рекомендовал поддерживать культуру вируса посредством серии пассажей в организме человека и пропагандировал метод вакцинации (само это слово происходит от латинского vacca — корова). Эта практика быстро вытеснила вариоляцию, и в XX веке сбылись предсказания Дженнера, которые он озвучил ещё в 1801 году: "...результатом этой практики должна стать ликвидация оспы, самого страшного бедствия для рода человеческого".
Однако в своём отечестве, как известно, пророка нет. Лондонское королевское общество в 1797 году отказалось публиковать труд Дженнера «Исследование причин и действий коровьей оспы», где был обобщен его 25-летний опыт по профилактике, он печатал работу за свой счёт. Более того, против Дженнера восстало и духовенство, ибо привнесение человеку чего-то коровьего казалось святотатством и бесноватостью (см. фото). Травля ученого продолжалась несколько лет, публиковались карикатуры и памфлеты, где рассказывалось о том, что вакцинированные дети начинают ползать на четвереньках, мычать и есть траву. Официальное признание метод получил только в 1808 году, а массовая вакцинация началась только после эпидемии 1840–1843 годов. При этом почти столетие вакцинный вирус (называемый вакцинией) передавался от одного человека другому – из одной руки в другую. Проблемой оставалось то, как обеспечить большие запасы вакцины. Эта проблема была решена позже путем выращивания вакцинных вирусов на коже коров.
Таким образом, первоначально для противооспенной вакцинации использовали вирус коровьей оспы - CPXV. Этот вирус вызывает спорадические инфекции у человека и ряда животных, но его резервуаром в природных условиях являются грызуны. Однако в 1939 г. было установлено, что препараты, применяемые в качестве противооспенных вакцин, содержат и другой вирус, который не обнаруживается в природе; этот вирус получил название VACV (Vaccinia virus), его происхождение точно неизвестно; с годами VACV вытеснил CPXV в качестве противооспенной вакцины. Впоследствии CPXV и близкородственная вакцина VACV были культивированы на коже живых животных. Следующим достижением стала разработка лиофилизированной (замороженной и высушенной в вакууме) вакцины в 1950 году, что позволяло сохранять, транспортировать и применять вакцину в полевых условиях без охлаждения и без потери активности. Наконец, изобретение игл‐вилок позволило даже неопытному персоналу успешно вводить вакцину.
Таким образом, ликвидация натуральной оспы на сегодняшний день, безусловно, наиболее важное достижение мирового медицинского сообщества в целом и ВОЗ в частности. Это стало принципиально возможным благодаря следующим особенностям возбудителя и болезни:
- вирус поражает только человека, в животном мире нет резервуара, в котором он мог бы сохраняться и повторно интродуцироваться в популяцию людей;
- VARV не может вызывать латентные или персистентные инфекции, поскольку лица, выздоровевшие от этой болезни, освобождаются от вирусов;
- благодаря типичной клинической картине (как-нибудь опишу) натуральная оспа достаточно легко диагностировалась клинически, больных быстро изолировали, а контактных вакцинировали;
- вакцина индуцировала длительный иммунитет и была эффективна в отношении всех штаммов VARV. Интересный факт - в 2003 г. в журнал Nature Medicine была опубликована статья, посвященная исследованию противооспенного иммунитета, он оказался напряженным у 90% обследуемых, причём самый пожилой участник был привит 75 лет назад;
- ни один из вариантов VARV не избегал действия защитного иммунитета;
- производство вакцины было недорогим, быстрым, она сохраняла стабильность без охлаждения, что облегчало ее транспортировку при проведении кампании по глобальной ликвидации болезни.
Примечательно, что ликвидация натуральной оспы была осуществлена до наступления эры молекулярной биологии и при ограниченных знаниях о цикле репликации VACV, о вирусных белках, которые являются мишенями при создании нейтрализующего иммунитета, или об иммунных механизмах защиты. В настоящее время в целях избежания повторной интродукции натуральной оспы в человеческую популяцию все известные запасы VARV в лабораториях всего мира были либо уничтожены, либо отправлены в два репозитория вируса натуральной оспы: CDC (Атланта, США), и лаборатории Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор" (Новосибирск, Российская Федерация). Проводимые с этими образцами исследования тщательно контролируются. В связи с сохраняющимся риском преднамеренного выброса вирусов (теракт), некоторые страны стали производить противооспенные вакцины, чтобы пополнить свои запасы; ВОЗ тоже создала запасы противооспенной вакцины. Поскольку старая вакцина производилась на живых животных в нестерильных условиях, это не соответствует современным требованиям. В настоящее время разрабатываются более совершенные и менее реактогенные противооспенные вакцины (у 95% людей вакцина вызывала реакции, иногда достаточно сильные). Также рассматривают производство иммуноглобулина, моноклональных антител.
Интересно, что к 2002 году ВОЗ уже намеревалась полностью уничтожить в лабораториях коллекционные штаммы. Однако рассылки спор сибирской язвы в начале столетия заставили мир заговорить о биотерроризме, тем более, история уже знала пример использования вируса натуральной оспы в таких целях. Так, во время франко-индейской войны в 1763 г. полковник Генри Букет подал идею - использовать одеяла, которыми укрывали больных натуральной оспой, в качестве «подарка» аборигенам. Среди индейцев разразилась эпидемия с большим количеством жертв, что привело их к полному поражению.
Во время Второй мировой войны с натуральной оспой и некоторыми другими возбудителями экспериментировала специальная японская воинская часть № 731, дислоцировавшаяся в Китае.
Как бы там ни было, коллекционные штаммы сейчас сохраняются, надеюсь, только в указанных лабораториях, а правительство США возобновило прививки для военнослужащих как против оспы, так и против сибирской язвы.
И о наших шрамах после прививок...🙂
В СССР вакцинация против оспы (само по себе очень интересное явление) была отменена в 1978 – 1982 годах, и поколение людей, родившихся после 1982 года, не получало прививки от оспы, но вакцинировалось против туберкулеза (БЦЖ). Прививка от туберкулеза также заживает с формированием шрама, их может быть один или два. Более того, если прививка БЦЖ заживала с образованием большой корочки (максимум 1 см в диаметре), то шрам может быть крупным, и по размерам очень похожим на оспенный.
Поэтому слава Богу, друзья, что у нас нет оспы, а если б была, бежали бы мы все вакцинироваться, несмотря на реакции, иногда серьёзные (но не серьёзней самой болезни), местные изменения, шрамы и т.д....) www.facebook.com/photo.php?fbid=900753616751560...
а с начала века 20-го вроде как растиражировали 20 опасных заболеваний которые победят вакцинацией...
Ну надо отдать должное что с трудом перебороли. более или менее, еще 3