Еще до революции, помимо четырех классов пассажирских вагонов, существовали и так называемые «служебные» вагоны, или «салон-вагоны». Они отличались, прежде всего, тем, что имели один тамбур, а с противоположного конца широкое торцевое окно и просторный на всю ширину вагона зал для заседаний, обедов и т.п. площадью около 16 м?. Служебные вагоны обычно цеплялись в хвосте поезда, что давало возможность хорошего обзора окружающей местности из торцевого окна. В некоторых салон-вагонах в торцевой стенке из зала был выход на небольшой балкон, прикрытый крышей. В остальном планировка салон-вагона напоминала купированный вагон 1-го класса с продольным коридором по одной стенке. Площадь «генеральского» купе, где располагались кабинет и спальня главного лица, составляла около 8 м2. Здесь были широкий диван-кровать, письменный стол и шкафы. Купе соединялось с туалетом, в котором помимо умывальника, была еще и ванна, имело выход в коридор, а иногда и прямо в зал (салон).
Далее шли купе для офицеров сопровождения и охраны — «адъютантские». Обычно одно четырехместное и одно двухместное с мягкими диванами. Затем — общий туалет и купе проводников с электрооборудованием. Последней в конце вагона располагалась кухня с большой плитой, шкафами и столами, имевшая выход в тамбур и окно выдачи пищи в коридор. Из тамбура был вход в котельное отделение с вертикальным котлом, от которого шли трубы водяного отопления по периметру всего вагона. Общая длина служебных вагонов составляла около 20 м. Вагон был четырехосным или шестиосным. tehno-science.ru/history-816.html
Далее шли купе для офицеров сопровождения и охраны — «адъютантские». Обычно одно четырехместное и одно двухместное с мягкими диванами. Затем — общий туалет и купе проводников с электрооборудованием. Последней в конце вагона располагалась кухня с большой плитой, шкафами и столами, имевшая выход в тамбур и окно выдачи пищи в коридор. Из тамбура был вход в котельное отделение с вертикальным котлом, от которого шли трубы водяного отопления по периметру всего вагона. Общая длина служебных вагонов составляла около 20 м. Вагон был четырехосным или шестиосным. tehno-science.ru/history-816.html