Подавляющее большинство бананов, лежащих на наших лотках и прилавках, да и продающихся во всем мире, относятся к сорту Кавендиш. По всему миру ежегодно съедается сто миллиардов плодов этого сорта. Все они одинаковы, как близнецы, хотя выращены в разных странах и восходят к экземпляру, найденному в начале прошлого века в Юго-Восточной Азии. Отросток от него привезли в ботанический сад в Гондурасе. В коммерческое разведение Кавендиш пустили около полувека назад.


Однако до того в мире преобладал другой сорт — Гро-Мишель. Он был крупнее, слаще и вкуснее Кавендиша. Но в начале прошлого века плантации Гро-Мишеля начала косить «панамская болезнь». Грибок, ее вызывающий, появился впервые в Суринаме, уже в 20-х годах достиг Гондураса (тогда эта страна была первым в мире экспортером бананов, сейчас она на третьем месте, за Эквадором и Коста-Рикой). Производители пытались убежать от болезни, забрасывая плантации, зараженные спорами грибка, и вырубая или выжигая в лесу новые поля. Однако это не помогало, и к началу 60-х годов возник мировой дефицит бананов, а основные экспортеры обанкротились. Тогда и выступил на первый план Кавендиш, уступающий старому сорту по многим качествам, зато устойчивый к опасному грибку. Потребителям пришлось привыкать к новому вкусу.


В 1992 году в Азии обнаружил и новый штамм панамского грибка, пожирающий и сорт Кавендиш. С тех пор этот штамм, которому присвоен номер 4, опустошил банановые плантации Индонезии, Малайзии, Австралии и Тайваня. Африка и Латинская Америка пока свободны от штамма 4, но это лишь вопрос времени. В Латинской Америке зато уже появилась другая грибковая болезнь — «черная сигатока» (впервые отмечена в долине Сигатока на острове Фиджи в 1963 году).

больше здесь masterok.livejournal.com/4603623.html

@темы: генетика и генеалогия, фрукты-овощи