В описаниях действий британских колёсных пароходов времён Крымской войны встречается название, которое сбивает переводчиков с толку: paddle-boat. Дословно – колёсное судно. Например, доктор Джон М. Тронсон [ссылка] пишет, как в 1855 году англичане обследовали Раковую губу у Петропавловска: “One boat's crew was sent into the wood, the paddle-boat with a 24-howitzer, kept at a little distance a-head, and the crew of the remaining boat boarded the vessel.» Ясное дело, никаких колёсных катеров англичане с собой за океан не возили, единственным колёсным судном здесь в это время был пароход «Барракута», на котором и служил Тронсон. Но на пароходе имелись два кожуховых бота. Кожух – это короб, в который заключено гребное колесо, по-английски paddle-box. Крышей этому коробу и служила перевёрнутая большая лодка – paddle-box boat. (Подробнее здесь.)
При десантных операциях или, как в данном случае, для разведки незнакомого берега кожуховый бот спускали на воду, устанавливали на нём скамьи для гребцов, по необходимости мачту, вооружали 24-фунтовой гаубицей (24-pounder howitzer).
Термин paddle-box boat торопыгам вроде Тронсона казался чересчур длинным, и они сокращали до paddle-boat.
Так вот, во всём мире сохранился единственный экземпляр такого кожухового бота. Он хранится
среда, 11 июля 2018