0_b1f51_55f8493_XL (1)
Пассажирский вагон 4-го класса ("серый";), использовавшийся на дореволюционных железных дорогах

что на Руси со времен Монгольского ига большое внимание уделялось состоянию дорог. Это только в советских фильмах дороги в России представляли собой полосы грязи. На самом деле, в такое состояние они пришли только во времена правления императоров Александра Второго и Александра Третьего в силу стремительного развития железнодорожной сети. До того города империи соединяли неплохие грунтовые дороги, за состоянием которых по возложенной на них государством обязанности следили жители прилегающих сел и деревень. Так вот, отмена крепостного права и упадок шоссейных дорог привели к тому, что миграция трудоспособного населения осуществлялась по насыпям железных дорог. С одной стороны, это создавало опасность для железнодорожного сообщения, а с другой подобное мозоление глаз вызывало у менеджеров железных дорог (в том числе и Министерства Путей сообщения) определенные плодотворные мысли, результатом чего стало появление пассажирских вагонов четвертого класса (они же "жесткие"), цены на билеты в которых были доступны любому трудящемуся человеку в империи. Эти вагоны были сделаны на основе вагонов третьего класса, мало отличавшихся концептуально от современных плацкартных, но у них были очень твердые полки, которые еще и раздвигались таким образом, чтобы внизу и вверху "вповалку" спали по три человека. Ну и чая/кофе/потанцуем не было (зато два туалета было и в них). cpp2010.livejournal.com/1390404.html

@темы: ж/д, 20 век: Россия и вокруг нее