После того как в 1980 году американский физик и нобелевский лауреат Луис Альварес вместе с тремя коллегами опубликовал в журнале Science научную статью с гипотезой импакта, она стала быстро обрастать приверженцами, а после 1991 года, когда на полуострове Юкатан в Мексике был обнаружен огромный кратер Чиксулуб, уже принималась большинством западных специалистов как данность. На небольшую кучку «изверженцев», и в частности на Герту Келлер, «импактенты» смотрят как на динозавров, которым надлежит поскорее вымереть.

Еще в 1988 году, когда она на конференции поведала научному сообществу о тунисских фораминиферах, которые начали вымирать за триста тысяч лет до предполагаемого импакта, на нее посыпались реплики вроде: «глупости», «полная чушь», «вы не знаете, что делаете». Впоследствии Келлер пришлось многое о себе выслушать как в лицо, так и за глаза. Ее называли сучкой, занозой, а еще «самой опасной женщиной в мире», которую «нужно забросать камнями и сжечь у столба». Она в ответ тоже не скупится на эпитеты противникам: «плакса», «задира», «Трамп от науки», «безумный сукин сын». Это 30-летнее противостояние двух теорий, в котором стороны обвиняют друг друга в невнимании к фактам и умаляют научность работ оппонентов, теперь известно как «динозавровые войны» (dinosaur wars).

Альварес сам активно пользовался своим авторитетом для высмеивания, дискредитации и устранения тех, кто осмеливался ему перечить. Одного скептика он в The New York Times назвал «не очень хорошим ученым», другого предложил игнорировать по причине его «некомпетентности в целом», третьих обвинил в том, что они «публикуют научную чушь». Высказался физик и о самой науке, чьи стандарты и выводы шли вразрез с его гипотезой: «Не хочу говорить плохого о палеонтологах, но они и правда не очень хорошие ученые. Они больше похожи на коллекционеров марок».

О геологе Дьюи Маклине, которому приписывают авторство вулканической гипотезы, Альварес нелестно отзывался в разговоре с университетским начальством, в итоге Маклин не смог получить должность профессора, а потом и вовсе слег, отказавшись от исследования вулканизма деканских траппов. Молодые ученые стали избегать этой темы, опасаясь, что она может повредить их карьере. Сторонники импакта предостерегали студентов и аспирантов от сотрудничества с Келлер, иногда даже давили на их научных руководителей, чтобы те держали подопечных в ежовых рукавицах. Многие научные статьи в поддержку вулканизма зачастую отклонялись по той причине, что рецензенты-импактенты, по словам Келлер, «вдруг выскакивали и изрыгали свою ненависть».


@темы: история