Цикл из семи дней недели казался и продолжает казаться жутко интересной вещью. Например, то, что в отличие от всех календарных изменений, переносов Нового года, григорианский-юлианский итд., в отличие от всего этого, дни недели по-видимому ни разу не выбились из цикла с античных времен. Между субботой сейчас и субботой во времена Иисуса или Сократа (Сократ не знал семидневной недели, но современные ему древние евреи знали) лежит точное число недель, без единого пропущенного или вставленного дня.

Но вчера мне напомнили другой вопрос, о котором я думал, но не знаю ответа: почему в славянских языках названия дней отражают счет с понедельника? Вторник, четверг, пятница - второй, четвертый, пятый день. И в других славянских языках так же. Это странно, потому что у древних евреев (семидневняя неделя пошла от них) неделя начиналась с воскресенья; в иврите и сейчас воскресенье называется просто "первый день", затем "второй" и так до шестого, и только суббота имеет особое название "шабат" (см. историю создания мира в книге Бытия). Раннехристианские общины переняли эти названия у евреев, и у них например понедельник по-гречески "второй день" (Deutera), вторник "третий день" (Trith) и так далее. Мусульмане тоже заимствовали этот счет в арабских названиях дней.

До христианства славяне не знали семидневной недели; как и многие другие слова, названия дней недели приходили в славянские языки через греческий - например, "суббота" от греческого "саббатон" (из-за того, что в греческом языке не было звука "ш", исходное ивритское "шабат" превратилось в "субботу";). Но почему-то славяне начали считать дни с понедельника, а не с воскресенья, как византийские греки. Почему?

Я не знаю, есть ли убедительная история этого изменения. Иногда пишут, что христиане стали постепенно праздновать воскресенье в качестве главного дня недели, потому что Иисус воскрес в воскресенье; и логично тогда этот главный день считать последним днем недели, а не первым, и постепенно так случилось. Но я не очень понимаю, почему это "логично", и когда именно это случилось.

Фасмер в своем этимологическом словаре ссылается на статью Эдварда Швайцера, в которой вроде бы должно быть объяснение того, почему славяне не переняли счет дней с воскресенья. Но эта статья написана по-немецки, я ее не могу прочитать. avva.livejournal.com/3143975.html

@темы: звезды