12:19

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Перед тем, как описать строение римской семьи, рода и перейти к характеристике необычайно важной для римлян фигуры отца, следует несколько слов сказать об именах. Мы уже видели, что множество римских божеств не имели личных имен. Как это ни странно, можно сказать, что не очень имели их и сами римляне.

С незапамятных времен и до зрелого Принципата почти каждый римский гражданин имел как минимум три имени – например, Луций Юний Брут (Lucius Iunius Brutus), из которых собственно именем (nomen) считалось второе – nomen gentilicium, родовое имя, которые мы бы назвали фамилией1. Стоящее первым личное имя (praenomen, «пред-имя»), даваемое мальчику при рождении, мало применялось в обиходе за пределами домашних стен. Римские родители не ломали голову, как назвать новорожденного, потому что вариантов у них было совсем немного – всего личных имен у римлян было 2-3 десятка, из которых половина практически не употреблялась. Да и из оставшихся многие были недоступны – в разных родах часто была традиция называть мальчиков определенными именами, в некоторых случаях такой выбор ограничивался 3-4 позициями. Старший же сын всегда получал praenomen отца, так что старший сын Квинта Фабия Максима автоматически рождался Квинтом Фабием Максимом.

И во всех официальных записях полностью писалась фамилия, личное же имя всегда обозначается одной-двумя буквами: P = Publius, C = Gaius, Cn = Gnaeus.

Кроме того, некоторые имена для некоторых родов оказывались под неформальным, а иногда и формальным запретом – так, в роду Юниев не принято было называть детей Тициями и Тибериями, потому что так звали сыновей вышеупомянутого Луция Юния Брута (с которым мы вскоре еще встретимся), обвиненных в заговоре против Республики и казненных. А запрет для рода Семпрониев называть сыновей Тибериями, как уже упоминалось, был вынесен даже путем специального сенатского постановления.

Третье имя, т.н. cognomen («дополнительное имя») было своего рода «второй фамилией», обозначением stirps, ответвления рода. Обычно оно происходило из клички основателя этого ответвления. Так, Cicero (Цицерон) — это «горох», Nasica (Назика) - «носатый», а Brutus (Брут) — вообще «тупой» (как объясняли потомки, Луций Юний получил эту кличку как раз за необыкновенную хитрость и сообразительность — во время репрессий Тарквиния Гордого он прикидывался тупым и безобидным, благодаря чему и избежал смерти). Иногда (чаще всего в качестве почетного титула) добавлялся и еще один когномен — так Сципион после победы при Заме получил право на дополнительный когномен — он стал Публием Корнелием Сципионом Африканским.

Что касается девочек, они не имели личных имен вообще. Любая девочка из рода Юниев с рождения называлась Юнией. Если в семье было две сестры, они становились Юнией Старшей и Юнией Младшей. Если больше, то дальше они просто нумеровались — Юния Третья, Юния Четвертая и т. д. Иногда для отличения какой-то конкретной женщины к ее фамилии добавлялся когномен отца в женском роде.

Не стоит усматривать здесь какой-то знак угнетенного положения женщин в Риме, хотя бы потому, что, видимо, в древнейшие времена так же нумеровались и мальчики — большая часть сохранившихся praenomina представляют собой числительные — Квинт (Пятый), Секст (Шестой) или Децим (Десятый). Это явное пренебрежение и невнимание к личным именам сильно контрастирует с обычаями других народов древности. Можно вспомнить чрезвычайно разнообразные и поэтические греческие имена — Александр (Защитник мужей), Архелай (Властитель народа) и т. п. А вот фамилий у греков не было, каждый грек был «Демосфен, сын Архилоха, внук Демарата» и т. д.

Объясняется это тем, что римлянам личные имена были, в сущности, не нужны.

1 Nomen gentilicium (или gentile) всегда заканчивается на -ius (в русской передаче на -ий), потому что формально это притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей», точно так же, как и русские фамилии – Кузнецов («тот, который у кузнеца»). messala.livejournal.com/476836.html



@темы: имена

Комментарии
12.11.2018 в 10:41

У греков, насколько я помню, ещё место происхождения использовалось. По моему ощущению - даже чаще, чем отчества (во всяком случае, в более поздние времена). Мы знаем Диогена Синопского и Диогена Лаэртского, а кто вспомнит их отчества? У второго оно вообще неизвестно, насколько можно верить википедии.
С римскими именами можно заработать вывих мозга, если ты не профессиональный историк и не помнишь наизусть все существующие "пред-" и просто имена. "Аппий Клавдий" (создатель знаменитой Аппиевой дороги и много чего ещё) - пред-имя и имя, "Юлий Цезарь" - имя и доп-имя, "Тиберий Гракх" - пред-имя и доп-имя (а имя у него было Семпроний, но кто это помнит?)! Вот как это понять неискушённому читателю?
К тому же благодаря милой традиции давать старшим сыновьям одно и то же пред-имя иной раз создаётся бредовое ощущение, будто древние римляне жили по несколько столетий. Появился в IV веке до нашей эры Аппий Клавдий - и всплывал с тех пор регулярно то там, то тут веками. Сын? Внук? Праправнук? А бог знает. Аппий Клавдий.