11:57


Кликабельно

Даже не имея никакого отношения к религии, мне все равно интересно знать, что обозначает тот или иной символ. Вот для вас интересные сведения о том, почему делают купола разных цветов на храмах и какой символ несет в себе число куполов православных храмов.

( Читать запись полностью » )



@темы: церковная архитектура

Комментарии
20.11.2018 в 12:00

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Ух ты. Многого не знала. Спасибо за интересную информацию. :buddy:
Перепощу себе на всякий случай, мало ли, зачем пригодится...
20.11.2018 в 19:39

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
По-моему, чепуха какая-то.

1. "Золотой. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам".
И тут же в тексте в качестве примера приводится Архангельский собор. Хотя архангел Михаил, вроде бы, не является Христом, и не почитается в великие церковные праздники. Как и Дмитрий Солунский, допустим, который и вовсе просто святой великомученик, но чей знаменитый собор во Владимире тоже почему-то сияет золотым куполом.
2. "Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице".
А вот все храмы, посвященные Богородице, как раз и посвящены великим церковным праздникам (Сретения, Благовещения, Успения, Рождества, Введения и Покрова). Храмов просто "имени Святой Девы Марии" в православии не существует. Но выше сказано, что храмы, прославляющие великие церковные праздники, увенчивались золотыми куполами. Как совместить эти два взаимоисключающих утверждения? Кстати, у всемирно известной церкви Покрова на Нерли, которая тоже упомянута в тексте - черный купол. И она при этом не является монастырем, несмотря на то, что:
3. "Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы".
Встречаются они не так уж редко, причем, как видим, и на одиночных церквях, посвященных и Богородице, и Христу, и различным святым.
Про то, какого цвета купола собора Василия Блаженного - он же храм Покрова Богородицы - можно не упоминать, да? Исходя из данного материала, они одновременно золотого, голубого в звездах и цвета Небесного Иерусалима.

Имхо, смысл любой религиозной символики в том, чтобы, только увидев храм, можно было сразу определить его принадлежность. Благодаря четким визуальным символам лютеранскую церковь никогда не спутаешь с православной, а синагогу с мечетью. По идее, описанная здесь символика куполов точно так же должна сразу указывать, чему или кому посвящен конкретный храм. А выходит, что понять это все равно невозможно, поскольку одни и те же "символы" применяются для самых разных случаев. Так был ли мальчик символика ли это вообще?
23.11.2018 в 11:26

Рина Дзене, однозначно чепуха. Многие старые церкви за время существования много раз перестраивали, меняя форму и количество "куполов" (весьма неудачное слово, кстати - шатёр вряд ли стоит называть "куполом") в зависимости от текущей архитектурной моды. Тот же шатёр, к примеру, появился (через несколько "переходных этапов" от прежней церковной архитектуры) в начале XVI века и был официально запрещён патриархом Никоном в середине XVII (хотя в отдалённых краях и продолжал кое-где строиться до конца столетия), а возрождён уже в конце XIX века как стилизация. Означай шатёр "небесный свет и образ Богородицы", запрет бы выглядел очень странно, если не дико.
И вообще в разные времена и в разных концах страны преобладали разные архитектурные стили, и церковные здания в эти стили органично вписывались. У Исаакиевского собора купол сферический не потому, что он специально "символизирует вечность", а потому что это соответствует его архитектурному стилю. Представьте Исаакий - какой он есть - с шатром или "луковкой". Бред ведь!
Что же касается цветов - так это вообще смешно: какая краска была, такой и красили, никто ни о какой "символике" не задумывался. В XVII веке был в моде стиль "московское барокко", в котором здания (в том числе и церкви) строились из красного кирпича с белокаменной резьбой. Что символизировали эти цвета? А деревянные церкви, которые вообще никогда ничем не красили?
У нас в Серпухове есть Ильинская церковь, никогда, ни при каких властях, не прекращавшая работу. За мою уже достаточно долгую жизнь она капитально ремонтировалась дважды. В моём детстве купола у неё были зелёные, потом стали серебряные, теперь опять зелёные. А поверх сферических куполов на ней присутствуют декоративные башенки, завершающиеся не "луковками", не "шатрами" и не "шлемами", а "чашами" (вероятно, образами той самой, с кровью христовой), о которых составитель толкования забыл. Так эти чаши сперва были синими, потом стали золотыми и так до сих пор золотыми и остаются. Пусть мне растолкуют значение всей этой перекраски ;) .
23.11.2018 в 13:01

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Маккуро Куроске, о чем и речь. Текущая мода и вкус конкретного архитектора, а никакая не символика. Ну и финансовые возможности заказчика, конечно. У нас в Чердыни, к примеру, ни на одном из многочисленных храмов никогда не было золотых куполов, хотя почти половина из них была посвящена непосредственно Христу, да и город был очень даже не бедный. Просто местные купцы (некоторые из которых являлись поставщиками императорского двора, ни много ни мало), за чей счет эти храмы, в основном, и возводились, умели считать деньги. И предпочитали построить, например, водопровод, которым город благополучно пользуется до сих пор, нежели выкинуть бешеные бабки на жизнерадостно блестящие маковки. Подобный пафос прежде позволяли себе только столицы и религиозные центры.

ЗЫ: Кстати, навершия-чаши мне раньше не встречались. Глянула сейчас на вашу Пророко-ильинку. Очень оригинально.