Весной 1922 года в Дагестане было все плохо. Работала только миссия Американского комитета Ближне-Восточной помощи (не АРА!), которая кормила всего 10.000 голодающих. АРА зайти сразу не могла, так это не ее территория и на согласование вопроса требовалось время. Наши власти хаотично и разрозненно кидали туда все, что могли урезать и оторвать у других областей, и призывали иноргов хоть как-то помочь Дагестану.
Первым откликнулся Джойнт (всемирная сионистская организация помощи). В мае-нач. июня 1922 г. евреи купили в Константинополе два грузовика "Форд" и забили их продуктами (какими - неизвестно). Грузовики были доставлены в Одессу, откуда своим ходом, в качестве дара Дагестанской республике, поехали в Махач-Калу.
Просто вдумайтесь - по тем временам это ОЧЕНЬ крутой автопробег. Сети заправок и СТО просто не существует. ГСМ -дефицит и есть только в больших городах.
Кто были водители и была ли охрана (не могла не быть) - не известно. Мне известны два упоминания о тех грузовиках:
1. Они доехали до Ростова, пережив в пути нападение и потеряв часть груза. В Ростове грузы были пополнены Католической миссией помощи (два испанских монаха-кларетинца, которые прибыли чуть не в тот же день), после чего грузовики продолжили свой путь.
2. 16 июня они еще находились где-то в пути - наш полпред Ландер просил представителя Ватикана Уолша присоединиться к делу оказания помощи Дагестану и упоминал, что грузовики едут благодаря католикам (ГАРФ Р1058. Оп. 1. Д.160, л. 245).
Это все, что у меня пока есть. Неизвестно доехали ли они, как и что еще пережили, но само их путешествие - это полноценный приключенческий фильм.
Скромно согласен на получение международного гранта и командировку в ГАРФ. d-clarence.livejournal.com/305919.html
Первым откликнулся Джойнт (всемирная сионистская организация помощи). В мае-нач. июня 1922 г. евреи купили в Константинополе два грузовика "Форд" и забили их продуктами (какими - неизвестно). Грузовики были доставлены в Одессу, откуда своим ходом, в качестве дара Дагестанской республике, поехали в Махач-Калу.
Просто вдумайтесь - по тем временам это ОЧЕНЬ крутой автопробег. Сети заправок и СТО просто не существует. ГСМ -дефицит и есть только в больших городах.
Кто были водители и была ли охрана (не могла не быть) - не известно. Мне известны два упоминания о тех грузовиках:
1. Они доехали до Ростова, пережив в пути нападение и потеряв часть груза. В Ростове грузы были пополнены Католической миссией помощи (два испанских монаха-кларетинца, которые прибыли чуть не в тот же день), после чего грузовики продолжили свой путь.
2. 16 июня они еще находились где-то в пути - наш полпред Ландер просил представителя Ватикана Уолша присоединиться к делу оказания помощи Дагестану и упоминал, что грузовики едут благодаря католикам (ГАРФ Р1058. Оп. 1. Д.160, л. 245).
Это все, что у меня пока есть. Неизвестно доехали ли они, как и что еще пережили, но само их путешествие - это полноценный приключенческий фильм.
Скромно согласен на получение международного гранта и командировку в ГАРФ. d-clarence.livejournal.com/305919.html