Англия 1920-40-х годов была богата замечательными личностями и колоритными художниками, однако даже на их фоне существовали звезды, сиявшие ярче других. Одной из таких звезд Лондона межвоенной эпохи был польский еврей Моше Овед. Его знала и любила вся местная богема, не в последнюю очередь потому, что личность Оведа сама по себе — произведение искусства.
читать дальшеОн писал стихи, лепил, знал толк в камнях и древностях. Был хозяином самой знаменитой в то время лондонской лавки чудес — Камео-Корнер. Акцент в этом антикварном магазине был сделан на старых украшениях и камеях. Моше расхаживал по лавке в роскошном халате, с крупным аметистом на цепочке, и решал судьбу своих «подопечных». По всей Англии шла слава о его эксцентричности. Посетителям, вызвавшим у него симпатию, он запросто дарил редчайшие экземпляры своей коллекции; тех же, кто ему почему-либо не нравился, он безбожно обсчитывал и надувал. В его магазинчике собирался художественный цвет Лондона.
Портрет Моше Оведа
Он много работал с драгоценными камнями и металлами. И однажды, в начале 1920-х годов, познакомился со своей будущей женой и другом. Эта женщина, урожденная Гвендолин Этель Ренделл, приняла иудаизм и вошла в историю ювелирного искусства под именем Са Овед (Sah Oved).
В России о ней практически никто не слышал, а между тем Са Овед (1900-1983) была одним из самых талантливых и самобытных художников-ювелиров первой половины ХХ века. Чтобы рассказать, почему это так, необходим формат монографии, а не небольшого очерка, поэтому постараюсь наметить лишь основные характеристики ее творчества.
Она стала новатором в ювелирном искусстве. Ее почерк зародился в колыбели Искусств и Ремесел конца XIX века, но то, что она сделала с наследием Искусств и Ремесел в своем творчестве, выходит за любые стилистические рамки. В своих работах она каким-то алхимическим способом соединила кельтские и средневековые английские мотивы с иудейской ветхозаветной поэтикой.
Очень характерный образец ее творчества. Фрагмент браслета. Серебро, золото, коралл. 1936
Дело в том, что к моменту расцвета Са Овед как художника (т.е. началу 1930-х гг.) в ювелирном искусстве Англии не существовало ничего мало-мальски самостоятельного. Большинство работ создавалось по приемам усредненного и выдыхающегося ар деко: много драгоценных камней, мало металла; много искр и блеска, мало оправы; много графики, мало пластики. Формы, которые устоялись на заре 1920-х, тиражировались почти без изменений. Ювелиры работали, в основном, с камнями — металлу внимания почти не уделялось. Если драгоценный металл, то белое золото и платина.
Са, во-первых, создавала украшения только в одном экземпляре для знакомых. Она больше дарила, чем продавала. Во-вторых, работала с желтым золотом и серебром, отдавая дань своему прошлому в мастерских Искусств и Ремесел. В-третьих, она едва ли не первой ввела в украшения ХХ века необработанные кристаллы и камни в качестве главных героев. Сейчас этот прием является общим местом, но тогда это было очень неожиданно.
Клипс. Кварц, золото, драгоценные камни. 1933
Ожерелье-ошейник. Золото, драгоценные камни. 1931
Серьги. Золото, изумруды, жемчуг. 1935-40 гг.
Браслет с фигурами коленопреклоненных иудейских рабов.
Золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. Ок. 1935 г.
Кольцо из золота с агатами. Камни были специально подобраны и обработаны так, чтобы напоминать человеческие лица — маленькое и большое. Это кольцо Овед сделала для дочери. В этом — вся Са. Это ее признание в любви. Ок. 1950 г.
Что, пожалуй, сильнее всего чарует в творчестве Са Овед, так это его многоуровневая глубина. Каждое украшение несет глубокий религиозный и философский смысл. Это даже не «украшение», а произведение искусства, воплощенное ювелирными средствами. Всегда — очень духовно наполненное, со множеством спрятанных от поверхностного взгляда деталей, с надписями (обычно на иврите), с библейскими аллюзиями и прямыми цитатами.
Брошь. Золото, топазы, гранат, бриллиант. 1951
Брошь. Золото, аметист, жемчуг. Ок. 1950
Ожерелье «Жизнь зародилась в воде». Золото, серебро, агаты, яшма, аквамарины.
Ожерелье с морскими коньками. Золото, жемчуг, рубины. Ок. 1940
Кольцо. Золото, огненный опал. Ок. 1940
Во время бомбардировки Лондона 1940-го года Са и Моше Овед укрывались в подвале своего магазина. Моше сильно страдал от тремора рук. Тогда Са предложила ему делать из воска модели колец. Позже эти прелестные модели были отлиты в серебре и золоте.
А это кольцо Моше сделал для своего знакомого, у которого сын погиб во время бомбежки. Так как драгоценных металлов для работы не было, Моше пустил в дело свои запонки. Ягненок — символ невинной жертвы.
Если бы не Са, этих колец бы не было. В них очень явно угадывается ее влияние. Ее любовь к живой природе, удивительная наблюдательность и чувство юмора (впрочем, последнего было не занимать и ее мужу).
О Са Овед почти ничего не написано, и творчество ее до сих пор мало исследовано. В первую очередь потому, что ее работ было сделано совсем немного, и они почти все в частных коллекциях. Один автор заметил: «...в ее украшениях есть особая руническая магия — та самая, из которой сотканы народные сказки.»
Думаю, Са осталась бы довольна таким определением.
*Все иллюстрации взяты из Интернета. Права принадлежат Bonhams, V&A Museum, Tadema Gallery.