50 полотен, в отношении которых вина Бельтракки была доказана бесповоротно, - это вершина айсберга. За четверть века своей успешной деятельности фальсификатор, не имеющий художественного образования, подделал сотни живописных и графических работ (следствие исходило из цифры не менее трехсот, допуская, что при своей плодовитости и бесцеремонности Бельтракки мог создать и вдвое больше шедевров).

Картины Бельтракки украшали (а какие-то и продолжают украшать) солидные частные собрания и даже музеи, в них инвестировали фонды, их подлинность признавали эксперты. "Система Бельтракки" функционировала без сбоя полтора десятилетия. Для того, чтобы оправдать столь массовое появление новых работ, Бельтракки и его жена Хелена, получившая в том же процессе четыре года, придумали миф о "коллекции Егерса" - мол, дедушка Хелены, предприниматель Вернер Егерс, был коллекционером. Для пущей убедительности Хелена Бельтракки позировала в бабушкином костюме на фоне картин мужа. При помощи старинной фотокамеры мастер подделки Бельтракки изготовил и "настоящие" старинные фотографии.

"Спалился" мастер на пустяке: в 2006 году на акуционе Lempertz за без малого два с половиной миллиона евро была продана "Красная картина с лошадьми" рейнского экспрессиониста Генриха Кампендонка (Heinrich Campendonk). Покупатель (анонимная фирма с Мальты "с русским капиталом";) заказал, помимо искусствоведческого, еще и химический анализ работы. Незамедлительно выяснилось, что тип титановых белил, использованных Бельтракки, появился лишь в 30-е годы прошлого века, а не в 1914 году, когда была написана картина... Почему никто не догадался сделать этого раньше? Ответ прост: никто не был заинтересован в правде - ни продавцы, ни покупатели, ни, тем более, посредники.



@темы: картины