В XIX веке часто применяли добавку к пиву, а иногда и к другим алкогольным напиткам, называвшуюся кукельван. Это плоды растения анамирты коккулюсовидной (Anamirta cocculus) из семейства луносемянниковых. Оно растет в Восточной Индии, Малайзии, Филиппинах, Новой Гвинее, Шри-Ланке, где им раньше одурманивали рыбу при рыбной ловле (отсюда английское название fishberry). В Европе анамирту под названием Cocculus Indicus применяли фармацевты, особенно гомеопаты.
Об одурманивающих свойствах растения в Европе быстро проведали преступники, которые стали использовать его, чтобы опоить жертву. Писатель Михаил Пыляев вспоминал: «К вину подмешивали одуряющие наркотические средства; особенно одно время был известен так называемый «кукельванец» (1830-е гг.). Он имел странное свойство, что не лишал пижона физических сил, но, затмевая рассудок, совершенно отнимал у него память о том, что происходил с ним и вокруг него».
Помимо преступников свойствами анамирты заинтересовались пивовары. В 1860-х годах в Европе произошло несколько публичных скандалов по этому поводу. Возмущенный Чарльз Диккенс называл применяющих анамирту «пивоварами и пивоторговцами самого низкого сорта, которые не понимают благотворного обычая продажи благотворного напитка». В конце концов, в Англии применение этого средства было запрещено законом под страхом штрафа в 500 фунтов за его продажу и 200 фунтов за добавление в пиво.
Российские пивовары не были сознательнее английских. В книге Ивана Прыжова «История кабаков в России» говорится: «…Пивовары стали вместо хмеля класть в пиво ягоду кукельванец, – чем отравляют рыб и что строго запрещено, – вдруг разразилась торговля кукельванцем».
больше о добавках в пиво polit.ru/article/2015/08/15/ps_beer/