Как известно, искусство представляет собой образное осмысление действительности, процесс или итог выражения мира в художественном произведении. Начиная с планирования и заканчивая воплощением- все это творческий акт. Естественно, на эти этапы может повлиять не только внутренние переживания или страдания человека, но и то, как он видит или слышит в самом прямом смысле.
Расстройства зрения могут сильно влиять и даже менять стиль художника (Ivanisevic & Ivanisevic, 2015). Известный труд про влияние катаракты на искусство, опубликованный Liebriech еще в 1873 году, гласит, что с возрастом хрусталик меняет цвет и становится оранжево-янтарным, что приводит к искажению восприятия цвета, в частности синего (Casanovas 1967). В картинах Клода Моне огромное количество оттенков красного, желтого и охры, т.е. эти цвета он лучше всего видел, тогда как оттенки синего глаз перекрашивал в зеленый. Как следствие, диапазон цветов стал почти монохроматическим и синий исчез (Ravin 1985). Моне сам описал ухудшение своего зрения с 1914 по 1915 год: «Цвета перестали быть одинаково интенсивными для меня… Я почти все вижу в желто-красном цвете и в целом мои картины стали темнее». В картинах Моне все же есть синий, но это было своего рода жульничество: он выбирал различные градации синего, читая этикетки на тубах краски (Ravin 1985,1997). история болезни Моне здесьГруппа испанских окулистов Jose M. Perez-Trullen, Francisco J. Ascaso and Marıa J. Aurıa нашли доказательства того, что и Франсиско де Гойя (1746–1826) также страдал возрастной катарактой. Катара́кта (лат. cataracta от др.-греч. καταρράκτης — «водопад, брызги водопада, решетка») — патологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика глаза вследствие денатурации белка, входящего в его состав, и вызывающее различные степени расстройства зрения вплоть до полной его утраты. Катарактой страдает почти каждый шестой человек старше 40 лет.

Ф.Гойя. Соломенная кукла (1791-92) Прадо, Мадрид
Существует множество предрасполагающих факторов от неблагоприятного воздействия окружающей среды до приема некоторых лекарственных средств. Помутнение хрусталика приводит не только к снижению остроты зрения, но и уменьшает контрастную чувствительность, кроме того, с возрастом хрусталик мешает пациенту отличать холодные цвета (Cristal Obal & Ascaso 2014).
Эволюция стиля Гойи в его более поздних работах подтверждает, что он имел катаракту, причем ее признаки находят с 1815г.
( Читать дальше... )
Расстройства зрения могут сильно влиять и даже менять стиль художника (Ivanisevic & Ivanisevic, 2015). Известный труд про влияние катаракты на искусство, опубликованный Liebriech еще в 1873 году, гласит, что с возрастом хрусталик меняет цвет и становится оранжево-янтарным, что приводит к искажению восприятия цвета, в частности синего (Casanovas 1967). В картинах Клода Моне огромное количество оттенков красного, желтого и охры, т.е. эти цвета он лучше всего видел, тогда как оттенки синего глаз перекрашивал в зеленый. Как следствие, диапазон цветов стал почти монохроматическим и синий исчез (Ravin 1985). Моне сам описал ухудшение своего зрения с 1914 по 1915 год: «Цвета перестали быть одинаково интенсивными для меня… Я почти все вижу в желто-красном цвете и в целом мои картины стали темнее». В картинах Моне все же есть синий, но это было своего рода жульничество: он выбирал различные градации синего, читая этикетки на тубах краски (Ravin 1985,1997). история болезни Моне здесьГруппа испанских окулистов Jose M. Perez-Trullen, Francisco J. Ascaso and Marıa J. Aurıa нашли доказательства того, что и Франсиско де Гойя (1746–1826) также страдал возрастной катарактой. Катара́кта (лат. cataracta от др.-греч. καταρράκτης — «водопад, брызги водопада, решетка») — патологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика глаза вследствие денатурации белка, входящего в его состав, и вызывающее различные степени расстройства зрения вплоть до полной его утраты. Катарактой страдает почти каждый шестой человек старше 40 лет.

Ф.Гойя. Соломенная кукла (1791-92) Прадо, Мадрид
Существует множество предрасполагающих факторов от неблагоприятного воздействия окружающей среды до приема некоторых лекарственных средств. Помутнение хрусталика приводит не только к снижению остроты зрения, но и уменьшает контрастную чувствительность, кроме того, с возрастом хрусталик мешает пациенту отличать холодные цвета (Cristal Obal & Ascaso 2014).
Эволюция стиля Гойи в его более поздних работах подтверждает, что он имел катаракту, причем ее признаки находят с 1815г.
( Читать дальше... )