Вот в наше время плато Устюрт к востоку от Каспия это почти марсианская по пустынности картина (см. фото ниже). И вот в эпоху расцвета Золотой Орды в XIV веке плато Устюрт с северо-запада на юго-восток пересекала почти прямая линия из обустроенных караван-сараев. Путь от города Сарайчика на реке Урал-Яик до Хорезма на реке Амударье занимал чётко отмеренное время – 20 суток на верблюдах и 40 суток на воловьих упряжках. Это именно не скорость гонца с письмом, а скорость гружёного торгового каравана – если верблюд сойдёт за средний грузовик, то воловья упряжка это аналог тяжелой грузовой фуры нашего времени…
Путь гружёной телеги из Хорезма до южного берега Крыма в эпоху расцвета Золотой Орды занимал ровно три месяца. А путь гружёного каравана от устья Дона до центра современного Китая – 274 дня. Чёткие, почти бухгалтерские (да почему почти, именно бухгалтерские!) описания этой трассы нам оставили сторонние, непредвзятые наблюдатели – коммерсанты Венеции, Генуи и прочих торговых городов Италии, вроде флорентийского финансиста Пеголотти или «тосканского анонима».
Про такую «мелочь», как бумажные деньги и безналичные переводы, вовсю использовавшиеся по трассе Китай-Крым семь веков назад, я уж умолчу…
@темы:
деньги,
история транспорта