Если не у любого, то у многих из нас есть длинный список книг, которые, по их мнению, они прочли слишком рано (или, наоборот, как раз вовремя), и которые они бы своим детям ни за что не дали. Традиционный список возглавляют, конечно, секс, жестокость и "ужасы". Если так разобраться, все зависит от конкретного ребенка. И если ребенку предоставить самому решать, что он хочет или не хочет читать, оказывается, что он вполне способен отсеять то, что ему - именно ему, не "ребенку вообще", а данному конкретному мальчику или девочке, - прямо сейчас читать не стоит. ( Читать дальше... )
Короче, мне кажется, что если детей не кормить литературой насильно, а усадить за накрытый стол и предоставить выбирать блюда по собственному вкусу, то дети разберутся и благополучно переварят и "Белого Бима", и "Гамлета", и Достоевского, и братьев Гримм, и Рабле без купюр, кому что годится.
Единственные книги, насчет которых мне по-настоящему жаль, что я прочел их слишком рано, никто бы не отнес к разряду "недетских". И тем не менее теперь мне жаль, что они попались мне в руки в восемь-десять лет - хотя тогда я, конечно, гордился, что читаю такие умные и взрослые книжки. Беда как раз в том, что книжки эти были хоть и взрослые, но не такие уж умные - во всяком случае, ценят их не за это. Я говорю о шедеврах юмористической литературы. Первое, что приходит на ум - это, конечно, "Дон Кихот" и "Трое в одной лодке". "Дон Кихота" я прочитал сам, "Троих в лодке" мне буквально навязала матушка ("Почитай, ужасно смешно!"
Обе книги я добросовестно осилил (когда тебя в очередной раз заперли дома болеть на две недели, и все прочее уже двадцать раз перечитано, особого выбора у тебя все равно нет), примерно запомнил сюжет, но по сути ни черта не понял. Просто в обоих случаях я имел дело с юмором того сорта, что подразумевает наличие определенного жизненного опыта, которого у меня не было и быть не могло, знание реалий, с которыми я не сталкивался, и опирается на умалчиваемое представление о Норме, которой я не знал и знать не мог. ( Читать дальше... )
То есть и это тоже сугубо индивидуально. Более того, чтобы сказать ребенку про веселую и остроумную книгу, которая его не то, чтобы "травмирует непоправимо", а которую он просто не оценит прямо сейчас: "Не надо, не читай, тебе это рано, ты не поймешь", и он бы послушался и отложил книгу лет на пять-десять, - для этого нужно, чтобы с ребенком были сформированы отношения, которых у меня не было и быть не могло, и которые, по-моему, мало у кого из моих ровесников были. Нужно, чтобы "Тебе это рано, ты не поймешь" было не оскорбительным оценочным суждением ("ну куда ты лезешь, ты еще маленький и глупый!" - "это я-то маленький и глупый?!!"
, а нейтральной констатацией факта ("да, наверно, мама лучше знает, когда она так говорит, она обычно бывает права"
.
Короче, мне кажется, что если детей не кормить литературой насильно, а усадить за накрытый стол и предоставить выбирать блюда по собственному вкусу, то дети разберутся и благополучно переварят и "Белого Бима", и "Гамлета", и Достоевского, и братьев Гримм, и Рабле без купюр, кому что годится.
Единственные книги, насчет которых мне по-настоящему жаль, что я прочел их слишком рано, никто бы не отнес к разряду "недетских". И тем не менее теперь мне жаль, что они попались мне в руки в восемь-десять лет - хотя тогда я, конечно, гордился, что читаю такие умные и взрослые книжки. Беда как раз в том, что книжки эти были хоть и взрослые, но не такие уж умные - во всяком случае, ценят их не за это. Я говорю о шедеврах юмористической литературы. Первое, что приходит на ум - это, конечно, "Дон Кихот" и "Трое в одной лодке". "Дон Кихота" я прочитал сам, "Троих в лодке" мне буквально навязала матушка ("Почитай, ужасно смешно!"

То есть и это тоже сугубо индивидуально. Более того, чтобы сказать ребенку про веселую и остроумную книгу, которая его не то, чтобы "травмирует непоправимо", а которую он просто не оценит прямо сейчас: "Не надо, не читай, тебе это рано, ты не поймешь", и он бы послушался и отложил книгу лет на пять-десять, - для этого нужно, чтобы с ребенком были сформированы отношения, которых у меня не было и быть не могло, и которые, по-моему, мало у кого из моих ровесников были. Нужно, чтобы "Тебе это рано, ты не поймешь" было не оскорбительным оценочным суждением ("ну куда ты лезешь, ты еще маленький и глупый!" - "это я-то маленький и глупый?!!"

