Специализированные сигналы мартышек, оповещающие о приближении орла, леопарда и змеи, которым придавалось такое значение в вопросе о происхождении языка, всё-таки оказались врождёнными.
Мартышки Chlorocebus pygerythrus (верветки) используют три вида сигналов - "орёл", "леопард" и "змея". Относящиеся к тому же роду Chlorocebus sabaeus используют два вида сигналов - только для леопарда и змеи. Однако, когда их пытались снимать с помощью дрона, дрон побудил их издавать сигналы, похожие на сигнал "орёл" верветок.
Представьте себе, что индеец, увидевший конкистадоров, вдруг вспомнил бы название лошади, которое использовали его предки 10 тысяч лет назад. Невозможность этого многократно подтверждена опытом. Папуасы, которым Миклухо-Маклай показал быка, назвали это животное "свиньёй с зубами на голове". За тысячелетия, прошедшие со времени заселения Новой Гвинеи, люди забыли не только слово "бык" (предки папуасов пришли из Евразии, а уж там-то быков хватало), но даже слово "рога"! А ведь популяции мартышек разделились существенно раньше, чем человеческие популяции.
Ошибки детёнышей мартышек использовались как свидетельство "обучения" языку, аналогичного человеческому, однако при ближайшем рассмотрении, имхо, это wishful thinking. Цитирую из материала по ссылке:
Детеныши часто ошибаются: например, они могут подать сигнал «орел» при виде падающего листа, а сигнал «леопард» — при виде слона. Взрослые, по-видимому, поощряют правильное использование сигналов и агрессивно реагируют на ошибочное, что способствует скорейшему усвоению детенышем правильного «словоупотребления»
По-моему, из этих примеров следует, что детёныши могут ошибочно принять падающий лист или слона за угрозы, а не то, что они "неправильно" используют сигналы. В конце концов, лист летает, как и орёл, а слон - большое наземное животное, как и леопард. Вот если бы мартышата подавали сигнал "орёл" при виде слона или леопарда, тогда можно было бы говорить об обучении "правильному использованию сигналов", но из приведённых примеров следует лишь вывод о навыках отличать опасные объекты от безопасных, которые вообще никак не связаны с коммуникативными навыками.
И история с дроном это подтверждает. Следовательно, сигналы мартышек не являются искомыми зачатками языка и сходство между ними и человеческим языком чисто внешнее. steblya-kam.livejournal.com/302650.html
Мартышки Chlorocebus pygerythrus (верветки) используют три вида сигналов - "орёл", "леопард" и "змея". Относящиеся к тому же роду Chlorocebus sabaeus используют два вида сигналов - только для леопарда и змеи. Однако, когда их пытались снимать с помощью дрона, дрон побудил их издавать сигналы, похожие на сигнал "орёл" верветок.
Представьте себе, что индеец, увидевший конкистадоров, вдруг вспомнил бы название лошади, которое использовали его предки 10 тысяч лет назад. Невозможность этого многократно подтверждена опытом. Папуасы, которым Миклухо-Маклай показал быка, назвали это животное "свиньёй с зубами на голове". За тысячелетия, прошедшие со времени заселения Новой Гвинеи, люди забыли не только слово "бык" (предки папуасов пришли из Евразии, а уж там-то быков хватало), но даже слово "рога"! А ведь популяции мартышек разделились существенно раньше, чем человеческие популяции.
Ошибки детёнышей мартышек использовались как свидетельство "обучения" языку, аналогичного человеческому, однако при ближайшем рассмотрении, имхо, это wishful thinking. Цитирую из материала по ссылке:
Детеныши часто ошибаются: например, они могут подать сигнал «орел» при виде падающего листа, а сигнал «леопард» — при виде слона. Взрослые, по-видимому, поощряют правильное использование сигналов и агрессивно реагируют на ошибочное, что способствует скорейшему усвоению детенышем правильного «словоупотребления»
По-моему, из этих примеров следует, что детёныши могут ошибочно принять падающий лист или слона за угрозы, а не то, что они "неправильно" используют сигналы. В конце концов, лист летает, как и орёл, а слон - большое наземное животное, как и леопард. Вот если бы мартышата подавали сигнал "орёл" при виде слона или леопарда, тогда можно было бы говорить об обучении "правильному использованию сигналов", но из приведённых примеров следует лишь вывод о навыках отличать опасные объекты от безопасных, которые вообще никак не связаны с коммуникативными навыками.
И история с дроном это подтверждает. Следовательно, сигналы мартышек не являются искомыми зачатками языка и сходство между ними и человеческим языком чисто внешнее. steblya-kam.livejournal.com/302650.html