19.01.2020 в 15:29
Пишет Эрл Грей:Низкая температура воздуха не давала спать зимой, особенно после того, как в XVI, XVII и XVIII веках Западная Европа и северная часть Северной Америки пережили малый ледниковый период. Теплые времена года сократились, зимы, как правило, были сырыми, и Темза замерзала 18 раз.URL записи
читать дальшеДля большинства млекопитающих, в том числе и людей, наиболее благоприятной для сна является температура воздуха, колеблющаяся от 70 до 85 градусов по Фаренгейту (от 21,11 до 29,44 градусов. - ЭГ), при этом оптимальная температура — 77 градусов (25. - ЭГ). При температуре значительно ниже комфортной термальной зоны человека сон становится более чутким и фрагментарным, что хорошо было знакомо людям раннего Нового времени, дрожавшим от холода в не защищенных от непогоды домах с земляным полом. Согласно Коттону Мазеру, в одном из январей в Массачусетсе стоял такой холод, что замерзала влага, выступающая на концах торчавших из пламени поленьев.
Даже в комфортабельных жилищах зимой чернильницы, сосуды с водой и ночные горшки иногда за ночь промерзали. В 1767 году /Dillenius/ жаловался лондонским читателям /Lloyd's Evening Post:/ «Часто я не могу заснуть часами из-за того, что у меня мерзнут ноги. Я кутаюсь в любую одежду. Я согреваю свою постель до тех пор, пока не появится возможность к ней прикоснуться. Поставленный в безвыходное положение, всю зиму я
дрожу каждую ночь». «Мне слишком холодно, чтобы ложиться спать», — заметил пастор Джеймс Вудфорд. Видимо, по той же причине многие не хотели по утрам расставаться с одеялами.
...Для того чтобы скрыть гнилостные запахи и чтобы наличие уборных не ощущалось в спальнях, в богатых семьях стало популярным возжигание благовоний. Козимо, герцог Тосканский, по-видимому, ставил свой стульчак, или переносной туалет, в спальне слуги. Но тогда и это, и многое другое было недоступно низшим слоям, лишенным благоприятных условий для сна. Хотя вредные запахи вторгались в их жилища чаще всего
остального, они не были защищены ни от резких звуков, ни от холодного воздуха, ни от ненасытных паразитов. Как правило, сон семей, относящихся к низшим классам, больше, чем у кого-либо, был подвержен нежелательным воздействиям. По поводу высокой стоимости тихих квартир в Париже Буало писал, что «сон продается, как все остальное, и вы должны платить золотом за свой отдых». Нервозным персонам, имеющим возможность
приобрести две кровати, Бенджамин Франклин советовал «получить большое
удовольствие: проснувшись в жаркой постели, встать и перейти в холодную».
...До окончания раннего Нового времени ночной сон у западных европейцев,
как правило, делился на две части, интервал между которыми, продолжавшийся час или чуть больше, проходил в тихом бодрствовании... Начальная фаза сна обычно считается «первым сном» или, реже, «первой дремотой», или «глубоким сном». На французском языке этот термин звучит как /premier sommeil,/ или /premier somme,/ на итальянском — /primo sonno,/ или /primo sono,/ на латыни — /primo somno,/ или /concubia node/. Следующая фаза получила название «второго», или «утреннего», сна, тогда как пробуждение между ними не имеет никакого названия, кроме общего термина «бодрствование». В двух текстах упоминается время «первого пробуждения».
...Продолжительность обеих фаз сна была приблизительно одинаковой, при этом
какое-то время после полуночи занимало бодрствование, а затем вновь наступал период отдыха. Не все, конечно, спали по одному расписанию. Чем позже вечером человек ложился спать, тем позже он просыпался от начального сна; или если он засыпал за полночь, то мог не проснуться до рассвета.
...Хотя встречаются описания, в которых соседская ссора или лающая собака
преждевременно будили людей от их начального сна, огромное количество
сохранившихся свидетельств указывает на то, что обычным было
естественное пробуждение, а не пробуждение вследствие нарушения или
прерывания сна. Действительно, медицинские книги XV–XVIII веков часто
советовали для лучшего пищеварения и более спокойного отдыха лежать на
правом боку во время «первого сна» и «после первого сна переворачиваться
на левый бок». И даже несмотря на то, что французский историк
Эмманюэль Ле Руа Ладюри не занимался изучением более поздней эпохи, в
его работе, посвященной Мон-тайю XIV века, отмечается, что «время
первого сна», как и «середина первого сна», — это привычная часть ночи.
Действительно, хотя выражение «первый сон» употребляется не так часто,
как «сумерки» /(candle-lighting),/ «глубокая ночь» /(dead of night/) или
«рассвет» /(cock-crow),/ до конца XVIII века оно остается общепринятым
определением времени. Как написал в «Демонолатрии» /(La Demonoldtrie;/
1595) Николя Реми, «наступают сумерки, затем ночь, темная ночь, затем
время первого сна и, наконец, глубокая ночь».
На первый взгляд перед нами попытка представить эту особенность
нарушенного сна как культурную реликвию раннего христианства. Со
времени, когда святой Бенедикт в VI веке потребовал, чтобы монахи
вставали после полуночи для чтения библейских стихов и псалмов («Ночью
мы поднимемся для исповеди Ему»), это правило, как и другие правила
Бенедиктинского ордена, распространилось на растущее число франкских и
германских монастырей. В эпоху высокого Средневековья Католическая
церковь активно поощряла среди христиан молитву ранним утром как
средство обращения к Богу в часы, когда еще темно.
...Несмотря на то что христианские учения, несомненно, популяризировали
императив ранней утренней молитвы, сама Церковь не была инициатором
введения практики разделенного на части сна. В какой бы мере ни
«колонизировала» она период бодрствования между фазами сна, упоминания о
«первом сне» предшествуют ранним годам становления христианства. Этот
термин использовали в своих произведениях не только такие далекие от
Церкви фигуры, как Павсаний и Плутарх, но и классические авторы, в том
числе Ливий в своей истории Рима, Вергилий в «Энеиде» (оба сочинения
относятся к I в. до н. э.) и Гомер в «Одиссее», написанной в конце VIII
или начале VII века до н. э. И хотя в Ветхом Завете не содержится прямых
упоминаний о первом сне, предположительно существует несколько таких
мест, в том числе Книга Судей (16:3), где Самсон встает в полночь, чтобы
разрушить городские ворота Газы. Напротив, не далее чем в XX веке
отдельные незападные культуры с религиозными верованиями, отличными от
христианства, по-прежнему демонстрируют фрагментарный характер сна,
удивительно похожий на сон европейцев доиндустриаль-ной эпохи. Например,
в Африке антропологи обнаружили деревни Тив, Хагга и Джи/ви, которые
после полуночи чудесным образом оживают благодаря проснувшимся взрослым
и детям.
...Таким образом, остается неразрешенным главный вопрос — как объяснить странную аномалию или, на самом деле, скорее истинное таинство цельного сна, который мы имеем сегодня? Есть все основания считать, что структура разделенного на части сна, наблюдаемого у многих диких животных, до наступления раннего Нового времени долго была естественной для нашего ночного отдыха и зародилась одновременно с человечеством. Как показали недавние эксперименты, проведенные в Национальном институте психического здоровья в Бетесде (Мэриленд), объяснением тому, вероятно, служит темнота, доминировавшая в жизни людей ранних исторических эпох.
Попытавшись воссоздать условия «доисторического» сна, доктор Томас Вер и
его коллеги обнаружили, что субъекты, на протяжении нескольких недель лишенные по ночам искусственного света, могут демонстрировать нарушенный сон, практически идентичный сну семей доиндустриальной эпохи. Не имея искусственного освещения около четырнадцати часов каждую ночь, субъекты доктора Вера сначала два часа лежали в постели без сна, потом спали четыре часа, снова просыпались, чтобы два или три часа спокойно отдохнуть и расслабиться, и опять засыпали на четыре часа, прежде чем
пробудиться окончательно. Показательно, что имевший место период «спокойного бодрствования» обусловлен «полностью эндокринологией», при этом заметно повышался уровень пролактина, гормона слизистой, который более всего известен как стимулятор лактации у кормящих матерей; он же позволяет курам спокойно сидеть на яйцах продолжительное время. Действительно, Вер уподобил этот период бодрствования чему-то вроде измененного состояния сознания, схожего с медитацией.
...Все согласны с тем, что современное освещение или его отсутствие
оказывает огромное физиологическое воздействие на сон. «Каждый раз,
когда мы включаем свет, — заметил хронобиолог Чарльз А. Цейслер, — мы
неосознанно принимаем лекарство, влияющее на то, как мы будем спать»,
при этом к самым явным последствиям относятся изменения уровня мозгового
гормона мелатонина и температуры тела. Людей, живших в доиндустриальную
эпох)’, участников экспериментов Вера и незападные общества (все они до
сих пор испытывают нарушенный сон) объединяет отсутствие искусственного
света, что в период раннего Нового времени тяжелее всего сказывалось на
низших и средних классах. Интересно, что упоминания о разделенном на
части сне наиболее очевидны в материалах, написанных или продиктованных
представителями всех слоев общества, за исключением самых богатых. Они
редко встречаются среди огромного вала личных документов, оставленных
представителями высших классов, особенно начиная с конца XVII века,
когда и искусственное освещение, и мода на «позднее время» неуклонно
распространялись в кругу зажиточных семей. Оставившие подробные
дневниковые записи Пепис и Босуэлл, по их собственному признанию, редко
просыпались в середине ночи. Хотя они и не были слишком богатыми, оба
вращались в высших эшелонах лондонского общества, покровительствуя
светским ночным клубам и домам.
Из книги А. Роджера Экерча "На исходе дня. История ночи"
@темы: и о погоде