Долганы
Самая молодая по времени образования тюркоязычная северная народность, проживающая на Таймыре, сформировалась в XVIII-XIX веках. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, народности долган не существовало. Только на реке Лене, близ устья Вилюя и Муны были встречены отдельные тунгусские роды с названием «долган».
Считается, что впервые о долганах упоминается в ответах, присланных администрацией Енисейской губернии в Российскую Академию наук в 1841 году, когда шла подготовка к экспедиции А. Ф. Миддендорфа. Эта своеобразная народность сложилась на крайнем Севере в этнической увязке Востока, Юга и Запада. Долганы имеют сложный многокомпонентный субстрат из северных якутов, «объякученных тунгусов» (вилюйских эвенков) и старожильческого русского населения – затундренных крестьян. Затундренные крестьяне – этнографическая группа русских старожилов, проживавшая вдоль рек Дудинка и Хатанга на Таймырском полуострове. В XVI – XVII веках в Пясиду (как в тот период назывался Таймыр) пришли из европейской части России первые русские поселенцы. Выходцы из Центрального и Восточного Поморья стали основой постоянного населения Таймыро-Туруханского района и нижнего течения Ангары. С течением времени уклад жизни немногочисленных русских жителей внутренних районов Таймыра на Хатанге и Пясине приобрёл черты рационального для этих мест быта эвенков и якутов. Затундренные крестьяне находились под сильным влиянием соседей, часто вступали с ними в браки, восприняли также язык якутов. В результате взаимодействия эвенков, якутов и русских затундренных крестьян в конце XVIII – первой половине XIX веков и сложился долганский этнос. Некоторые исследователи считают затундренных крестьян даже основой долганского этноса.
В течение XVIII и XIX веков протекал процесс взаимного сближения культуры и быта разных групп. Господствующим становился якутский язык, осваиваемый не только тунгусскими по происхождению группами, но и большей частью затундренных крестьян. Взаимные браки всё больше стирали прежние различия между эвенками, якутами и русскими. Материальная и духовная культура долган формировалась под влиянием вышеперечисленных народностей.
больше здесь odynokiy.livejournal.com/3976804.html
Самая молодая по времени образования тюркоязычная северная народность, проживающая на Таймыре, сформировалась в XVIII-XIX веках. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, народности долган не существовало. Только на реке Лене, близ устья Вилюя и Муны были встречены отдельные тунгусские роды с названием «долган».
Считается, что впервые о долганах упоминается в ответах, присланных администрацией Енисейской губернии в Российскую Академию наук в 1841 году, когда шла подготовка к экспедиции А. Ф. Миддендорфа. Эта своеобразная народность сложилась на крайнем Севере в этнической увязке Востока, Юга и Запада. Долганы имеют сложный многокомпонентный субстрат из северных якутов, «объякученных тунгусов» (вилюйских эвенков) и старожильческого русского населения – затундренных крестьян. Затундренные крестьяне – этнографическая группа русских старожилов, проживавшая вдоль рек Дудинка и Хатанга на Таймырском полуострове. В XVI – XVII веках в Пясиду (как в тот период назывался Таймыр) пришли из европейской части России первые русские поселенцы. Выходцы из Центрального и Восточного Поморья стали основой постоянного населения Таймыро-Туруханского района и нижнего течения Ангары. С течением времени уклад жизни немногочисленных русских жителей внутренних районов Таймыра на Хатанге и Пясине приобрёл черты рационального для этих мест быта эвенков и якутов. Затундренные крестьяне находились под сильным влиянием соседей, часто вступали с ними в браки, восприняли также язык якутов. В результате взаимодействия эвенков, якутов и русских затундренных крестьян в конце XVIII – первой половине XIX веков и сложился долганский этнос. Некоторые исследователи считают затундренных крестьян даже основой долганского этноса.
В течение XVIII и XIX веков протекал процесс взаимного сближения культуры и быта разных групп. Господствующим становился якутский язык, осваиваемый не только тунгусскими по происхождению группами, но и большей частью затундренных крестьян. Взаимные браки всё больше стирали прежние различия между эвенками, якутами и русскими. Материальная и духовная культура долган формировалась под влиянием вышеперечисленных народностей.
больше здесь odynokiy.livejournal.com/3976804.html