Затронув вопрос авантюристок и «продажной любви», теперь расскажем о женах моряков. И первое, что тут стоит сказать: хотя в английском флоте с XIII века (со времен Пяти Портов) было четко заявлено, что «женщин не разрешается не только брать в море, но и приводить на корабль Его Величества», вменяемые капитаны и лейтенанты допускали присутствие на борту и детей, и жен моряков, особенно на стоянках в портах. Здесь было четкое разделение: да, закон существует, но если лишить даже в порту моряков радостей жизни – они просто взбунтуются. В общем, часть капитанов смотрело на нарушение сквозь пальцы, а часть – следовало букве закона.
Например друг Нельсона, адмирал Катберт Коллингвуд узнав о том, что часть моряков во время стоянки в Портсмуте провела жен на корабль, распорядился тотчас же удалить дам с корабля «… из-за вреда, который женщины могут принести, где бы они не находились». Далее он объяснял команде: «я всегда был против любой женщины на корабле, ибо сие есть плохая примета, и зло может попасть на судно». Не стоит, однако, считать Коллингвуда сексистом или ретроградом, дело в том, что моряки всегда серьезно относились к приметам, особенно в парусную эпоху, и боялись спугнуть удачу. Вообще критерий удачливости был очень важным для офицеров Роял Неви – нет, ты мог быть грамотным моряком, умелым штурманом, храбро вести себя в бою, но если тебе не сопутствовала удача, тот незримый «пятый элемент», который обеспечивает победу – не быть тебе капитаном, как ни старайся.
Но были даже на военном корабле Его Величества люди, которые могли проводить своих жен на корабль вполне законно, даже минуя запрет Адмиралтейства. Это так называемые унтер-офицеры с дипломом – плотник, главный комендор, медных дел мастер, штурман, хирург, баталер, и некоторые другие. Дело в том, что формально они не подчинялись Адмиралтейству, и получали свои дипломы или патенты от других организаций – Тринити-хауса, Лондонской коллегии медиков, и т.д., соответственно были подотчетны перед ними, а не перед Адмиралтейством. Вот они, если капитан был не против (чаще всего ставя вопрос ребром – не будет по-моему – уйду на другой корабль, а специалистов подобного рода всегда не хватало) иногда могли брать с собой жен даже в плавания. Вторым исключением, конечно же, были капитаны, ибо тогда они были «первыми после бога» на борту.
fitzroymag.com/right-place/zhjony-na-bortu/?fbc...

george-rooke.livejournal.com/983558.html

@темы: женский вопрос, флот