Продолжу рассказ об истории психиатрии. Есть старый анекдот про двух ковбоев, которые решили отправиться за индейскими скальпами. Разбили они лагерь вечерком, легли ночевать. Утром один из них проснулся пораньше и видит — их окружили индейцы. Целое племя. Он тихонько толкает второго в бок и шепчет: «Джон! Джон! Вставай, кажется, мы... богаты!»

Наверное, примерно так же должен был бы чувствовать себя охотник на ведьм, столкнувшись с явлением психической эпидемии. Почему? Сейчас поймёте.

Дело в том, что истерические черты личности, равно как и элементы навязчивых явлений в психической деятельности, имеют довольно многие. Просто при относительно благоприятных внешних условиях они себя не особо проявляют, оставаясь этакой изюминкой. Для трансформации же этих изюминок в полноценную церебральную инсектофауну нужны особые условия. К примеру, целый ряд ограничений, регламентирующих поведение и диктующих жёсткие моральные нормы. Если добавить к этому высокую вероятность строгого наказания за их нарушение и суровый быт, вероятность такой трансформации значительно возрастёт. А если ещё и суевериями полирнуть, да пример показать... Нет, это не будет осознанной симуляцией: просто маленький капризный ребёнок, сидящий где-то там, глубоко, в определённый момент перехватит часть управления, не спросив разрешения - и заставит носителя сделаться больным. А с больного какой спрос? Ура, в школу можно не ходить.

Такие предпосылки созрели в Европе ещё до наступления Ренессанса и начала охоты на ведьм: средневековье тоже, знаете ли, не блистало тепличными условиями. читать дальше

@темы: медицина-историческое