Старинные свадебные английские обычаи
(по записям собирателей 19 века)
В Кенте главная подружка невесты бросает вслед молодой чете башмак, а остальные подружки бегут за ним. Кто схватит башмак, первой выйдет замуж. Затем башмак бросают в толпу молодых людей – в кого он попадет, тот первым женится.
В Бриджпорте есть старинный обычай. Поперек улицы, иногда в нескольких местах, натягивают цепь или веревку и не позволяют проехать свадебному кортежу, пока жених не откупится какой-нибудь мелочью, чтобы односельчане могли выпить за здоровье молодых. В прежние времена цепь плели из цветов.
читать дальше
В Натсфорде (Чешир), когда невеста отправляется в церковь, перед ее домом рассыпают серебристый песок. Песок сыплют не просто так, а выводят им узоры, цветы и добрые напутствия. Соседние дома украшают сходным образом, так что, когда молодые возвращаются из церкви, их встречают многочисленные пожелания счастья. По легенде, этот обычай возник следующим образом. Король Кнуд (Канут), оказавшись в здешних краях, был принужден перейти вброд речушку. Он сел, чтобы вытряхнуть песок из башмаков; тем временем мимо прошла свадебная процессия. Он высыпал песок перед молодыми супругами и пожелал им столько детей, сколько упало на землю песчинок.
В числе пожеланий нередко пишут и стишки, например:
Long may they live,
Happy may they be,
Blest with content,
And from misfortune free.
Или
Long may they live,
Happy may they be,
Blest with a numerous
Progeny.
Девушкам, которых соседи недолюбливают, перед домом могут насыпать рубленой соломы или мякины. Таким же образом выражают свое презрение тем, кто буянит или бьет своих жен. Этот обычай распространен в Стратфорде-на-Эйвоне.
Есть и еще один любопытный обычай, связанный с соломой: в Уэстморленде, если возлюбленный изменил девушке, в качестве утешения молодые люди поглаживают ее сухими гороховыми стебельками; а если у молодого человека возлюбленная вышла замуж за соперника, сходным образом его утешают местные девушки.
В Мидлендс и в северных графствах принято звонить в колокол после того, как в церкви объявят о чьей-то предстоящей свадьбе. Это называется Spur Sunday (на шотландском диалекте spur или spier означает «попросить, сделать предложение»).
В Холдернессе молодежь после чьей-либо свадьбы льет на ступеньки горячую воду – чтобы последующие браки, так сказать, текли рекой («чтобы порог не успел остыть к тому времени, когда через него ступит новая невеста»).
В Сомерсете принято, чтобы невеста целовала жениха во время брачной церемонии, после того как он наденет ей на палец кольцо.
В Корнуолле есть обычай, весьма способствующий заключению браков. Так, в городке Кроуэн, в воскресенье, предшествующее большой местной ярмарке (16 июля), молодежь после церковной службы спешит на гулянье в лес. Там молодые люди выбирают себе спутниц, с которыми пойдут на ярмарку. Порой сразу несколько юношей претендуют на внимание одной красавицы, и тогда возникают потасовки, которые потешают зрителей.
В Эддинбери (Чешир) возлюбленному предлагается заплатить выкуп, прежде чем начать ухаживания. Молодого человека, который отказывается подчиняться этому обычаю, могут наказать, напялив на него мешок из-под муки. Неизвестно, становится ли он после этого привлекательней в глазах девицы.
В Бэкингемшире девушки вешают на стену свои шерстяные чулки и приговаривают при этом:
I hang my stocking on the wall,
Hoping my true love for to call;
May he neither rest, sleep, nor happy be,
Until he comes and speaks to me.
Еще один обычай, касающийся невзаимной любви, гласит, что следует уколоть палец, на котором обычно носят обручальное кольцо, кровью написать на бумажке свое имя и имя любимого, ниже вывести три соединенных друг с другом кольца, затем вырыть в земле ямку и закопать бумажку. Этот заговор считается непреодолимым.
Чтобы увидеть во сне будущего мужа, девушка, разувшись, ставит башмаки буквой Т, которая указывает в сторону ближайшей церкви. Затем она говорит:
I set my boots in the shape of a T,
Hoping my true love for to see;
The shape of his body, the colour of his hair,
And the daily apparel my true love doth wear.
После этого она задом наперед доходит до постели, храня полное молчание. Это надлежит повторить дважды, и тогда будущий супруг непременно явится во сне.
В Йоркшире до сих пор сохранились причудливые свадебные обычаи, которые коренятся в глубокой древности. После завершения свадебной церемонии устраивают гонки, и тот, кто первым добежит до дома невесты, получает в награду ленточку. Эта ленточка заменяет подвязку, которую вручали в качестве приза в былые времена.
В некоторых местностях сохранились намеки на древний обычай похищения невесты. Так, в сельском Уэльсе молодой супруг после свадебной церемонии вскакивает на коня, посадив жену позади себя, а гости всячески шумят и делают вид, что преследуют его. Это, несомненно, отражение жестокой старинной традиции.
Еще один любопытный обычай существует в Гантоне (Норфолк). В то время как идет венчание, снаружи кто-нибудь прячется за деревом и подстерегает молодых. Когда они выходят из церкви, он стреляет из ружья или из мушкета прямо у них над ухом. Предполагается, что шум отгоняет злых духов и приманивает удачу. То же самое принято и в Ирландии. Свадебный кортеж приветствуют выстрелами на всем пути следования. Часто бывает, что лошади пугаются и всадники вылетают из седел на всем скаку (как правило, они несутся галопом, состязаясь, кто первым доберется до дома жениха).
В Ирландии есть и еще один странный обычай. На свадьбу является компания молодых людей, числом двенадцать; все они наряжены в женские платья, а их лица скрыты соломенными масками. Ряженые пляшут, а их предводитель имеет право протанцевать с невестой.
Как принято осыпать молодоженов цветами или мелкими деньгами, так в некоторых районах Шотландии было принято во время масленичного карнавала в насмешку посыпать закоренелых холостяков и старых дев солью или даже поливать их уксусом – чтобы «получше сохранились на следующий год». К двери старой девы могли притащить соломенное чучело, изображающее мужчину; или же компания весельчаков, собравшись за забором, наперебой предлагала избрать мужа из их числа.
В Шотландии принято, чтобы за несколько недель до свадьбы состоялось так называемое "согласие" жениха и невесты (còrdadh). Церемония происходит в доме родителей невесты, в присутствии многочисленных друзей. Друг жениха заявляет, что ищет своему приятелю жену (или, в другом варианте, служанку). Жениху показывают подставных невест, в числе которых бывают также замужние женщины и старухи. Присутствущие едят, пьют и веселятся. Поочередно выводят всех подруг невесты, и жених отвергает их, пока не появляется его любимая.
В некоторых районах Шотландии друг жениха, прося от его имени руки девушки, не упоминает ее напрямую. Если ее родители - фермеры, он называет ее "ягненком" и обещает, что о "ягненке" будут хорошо заботиться. И так далее.
Еще один свадебный обычай - умывание ног. Подруги невесты ласково моют ей ноги в знак очищения. С женихом обходятся гораздо грубее. Ступни ему мажут сажей. Сажа символизирует домашний очаг и должна принести удачу. Иногда, впрочем, жениха (а заодно с ним и невесту) в шутку могут вымазать сажей с ног до головы, и не только сажей, но также патокой, ваксой, яйцами или обсыпать мукой.
Когда молодые возвращаются домой, где их ждет свадебный пир, чету встречает мать жениха, которая разламывает над головой невесты хлеб. Если он разломится на много частей, это предвещает благополучный брак. Гости затем наперерыв подбирают крошки. Сохранить кусочек свадебного хлеба считается счастливой приметой. tal-gilas.livejournal.com/383650.html
(по записям собирателей 19 века)
В Кенте главная подружка невесты бросает вслед молодой чете башмак, а остальные подружки бегут за ним. Кто схватит башмак, первой выйдет замуж. Затем башмак бросают в толпу молодых людей – в кого он попадет, тот первым женится.
В Бриджпорте есть старинный обычай. Поперек улицы, иногда в нескольких местах, натягивают цепь или веревку и не позволяют проехать свадебному кортежу, пока жених не откупится какой-нибудь мелочью, чтобы односельчане могли выпить за здоровье молодых. В прежние времена цепь плели из цветов.
читать дальше
В Натсфорде (Чешир), когда невеста отправляется в церковь, перед ее домом рассыпают серебристый песок. Песок сыплют не просто так, а выводят им узоры, цветы и добрые напутствия. Соседние дома украшают сходным образом, так что, когда молодые возвращаются из церкви, их встречают многочисленные пожелания счастья. По легенде, этот обычай возник следующим образом. Король Кнуд (Канут), оказавшись в здешних краях, был принужден перейти вброд речушку. Он сел, чтобы вытряхнуть песок из башмаков; тем временем мимо прошла свадебная процессия. Он высыпал песок перед молодыми супругами и пожелал им столько детей, сколько упало на землю песчинок.
В числе пожеланий нередко пишут и стишки, например:
Long may they live,
Happy may they be,
Blest with content,
And from misfortune free.
Или
Long may they live,
Happy may they be,
Blest with a numerous
Progeny.
Девушкам, которых соседи недолюбливают, перед домом могут насыпать рубленой соломы или мякины. Таким же образом выражают свое презрение тем, кто буянит или бьет своих жен. Этот обычай распространен в Стратфорде-на-Эйвоне.
Есть и еще один любопытный обычай, связанный с соломой: в Уэстморленде, если возлюбленный изменил девушке, в качестве утешения молодые люди поглаживают ее сухими гороховыми стебельками; а если у молодого человека возлюбленная вышла замуж за соперника, сходным образом его утешают местные девушки.
В Мидлендс и в северных графствах принято звонить в колокол после того, как в церкви объявят о чьей-то предстоящей свадьбе. Это называется Spur Sunday (на шотландском диалекте spur или spier означает «попросить, сделать предложение»).
В Холдернессе молодежь после чьей-либо свадьбы льет на ступеньки горячую воду – чтобы последующие браки, так сказать, текли рекой («чтобы порог не успел остыть к тому времени, когда через него ступит новая невеста»).
В Сомерсете принято, чтобы невеста целовала жениха во время брачной церемонии, после того как он наденет ей на палец кольцо.
В Корнуолле есть обычай, весьма способствующий заключению браков. Так, в городке Кроуэн, в воскресенье, предшествующее большой местной ярмарке (16 июля), молодежь после церковной службы спешит на гулянье в лес. Там молодые люди выбирают себе спутниц, с которыми пойдут на ярмарку. Порой сразу несколько юношей претендуют на внимание одной красавицы, и тогда возникают потасовки, которые потешают зрителей.
В Эддинбери (Чешир) возлюбленному предлагается заплатить выкуп, прежде чем начать ухаживания. Молодого человека, который отказывается подчиняться этому обычаю, могут наказать, напялив на него мешок из-под муки. Неизвестно, становится ли он после этого привлекательней в глазах девицы.
В Бэкингемшире девушки вешают на стену свои шерстяные чулки и приговаривают при этом:
I hang my stocking on the wall,
Hoping my true love for to call;
May he neither rest, sleep, nor happy be,
Until he comes and speaks to me.
Еще один обычай, касающийся невзаимной любви, гласит, что следует уколоть палец, на котором обычно носят обручальное кольцо, кровью написать на бумажке свое имя и имя любимого, ниже вывести три соединенных друг с другом кольца, затем вырыть в земле ямку и закопать бумажку. Этот заговор считается непреодолимым.
Чтобы увидеть во сне будущего мужа, девушка, разувшись, ставит башмаки буквой Т, которая указывает в сторону ближайшей церкви. Затем она говорит:
I set my boots in the shape of a T,
Hoping my true love for to see;
The shape of his body, the colour of his hair,
And the daily apparel my true love doth wear.
После этого она задом наперед доходит до постели, храня полное молчание. Это надлежит повторить дважды, и тогда будущий супруг непременно явится во сне.
В Йоркшире до сих пор сохранились причудливые свадебные обычаи, которые коренятся в глубокой древности. После завершения свадебной церемонии устраивают гонки, и тот, кто первым добежит до дома невесты, получает в награду ленточку. Эта ленточка заменяет подвязку, которую вручали в качестве приза в былые времена.
В некоторых местностях сохранились намеки на древний обычай похищения невесты. Так, в сельском Уэльсе молодой супруг после свадебной церемонии вскакивает на коня, посадив жену позади себя, а гости всячески шумят и делают вид, что преследуют его. Это, несомненно, отражение жестокой старинной традиции.
Еще один любопытный обычай существует в Гантоне (Норфолк). В то время как идет венчание, снаружи кто-нибудь прячется за деревом и подстерегает молодых. Когда они выходят из церкви, он стреляет из ружья или из мушкета прямо у них над ухом. Предполагается, что шум отгоняет злых духов и приманивает удачу. То же самое принято и в Ирландии. Свадебный кортеж приветствуют выстрелами на всем пути следования. Часто бывает, что лошади пугаются и всадники вылетают из седел на всем скаку (как правило, они несутся галопом, состязаясь, кто первым доберется до дома жениха).
В Ирландии есть и еще один странный обычай. На свадьбу является компания молодых людей, числом двенадцать; все они наряжены в женские платья, а их лица скрыты соломенными масками. Ряженые пляшут, а их предводитель имеет право протанцевать с невестой.
Как принято осыпать молодоженов цветами или мелкими деньгами, так в некоторых районах Шотландии было принято во время масленичного карнавала в насмешку посыпать закоренелых холостяков и старых дев солью или даже поливать их уксусом – чтобы «получше сохранились на следующий год». К двери старой девы могли притащить соломенное чучело, изображающее мужчину; или же компания весельчаков, собравшись за забором, наперебой предлагала избрать мужа из их числа.
В Шотландии принято, чтобы за несколько недель до свадьбы состоялось так называемое "согласие" жениха и невесты (còrdadh). Церемония происходит в доме родителей невесты, в присутствии многочисленных друзей. Друг жениха заявляет, что ищет своему приятелю жену (или, в другом варианте, служанку). Жениху показывают подставных невест, в числе которых бывают также замужние женщины и старухи. Присутствущие едят, пьют и веселятся. Поочередно выводят всех подруг невесты, и жених отвергает их, пока не появляется его любимая.
В некоторых районах Шотландии друг жениха, прося от его имени руки девушки, не упоминает ее напрямую. Если ее родители - фермеры, он называет ее "ягненком" и обещает, что о "ягненке" будут хорошо заботиться. И так далее.
Еще один свадебный обычай - умывание ног. Подруги невесты ласково моют ей ноги в знак очищения. С женихом обходятся гораздо грубее. Ступни ему мажут сажей. Сажа символизирует домашний очаг и должна принести удачу. Иногда, впрочем, жениха (а заодно с ним и невесту) в шутку могут вымазать сажей с ног до головы, и не только сажей, но также патокой, ваксой, яйцами или обсыпать мукой.
Когда молодые возвращаются домой, где их ждет свадебный пир, чету встречает мать жениха, которая разламывает над головой невесты хлеб. Если он разломится на много частей, это предвещает благополучный брак. Гости затем наперерыв подбирают крошки. Сохранить кусочек свадебного хлеба считается счастливой приметой. tal-gilas.livejournal.com/383650.html
@темы: Шотландия, женский вопрос, англомания