08:29

01.11.2020 в 19:51
Пишет  Liquidator:

Размышление о социальной литературе
После неудачи с книгой Булата Ханова я призадумался: а нужна ли мне, в самом деле, социальная литература?

Ведь вся русская классика (почти) отобрана как раз по социальному признаку: Чехов, Некрасов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Горький, Короленко в конце концов. Но мне-то оно в своё время было поперёк горла!

А ну её, эту классику...

...Что же, вся «социалка» такая? — спросил я себя (за неимением собеседника).

Не вся. Мне реально нравились социальные сказки — «Три толстяка», «Чиполлино», «Лоскутик и Облако», «Королевство кривых зеркал», «Сказка о ветре в безветренный день».

Значит, дело в игровом антураже? Тоже нет, потому что есть хорошие книги взрослее — «Как закалялась сталь», «Кортик», «Два капитана», «Овод», «Убить пересмешника». Есть Осеева и Бруштейн, Гайдар и Крапивин, «ШКИД» и «Швамбрания», Симонов и Катаев. Есть Стругацкие — достаточно взрослая социальная проза, да и в целом жанр советской фантастики очень неплох.

Так в чём же секрет?

Рецепт правильной «социалки»

URL записи

@темы: писательское

Комментарии
02.11.2020 в 09:13

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Ну, короче, человек просто не любит реализм, а любит сказки ) А рассуждений-то наверчено!
02.11.2020 в 10:57

Мы пойдем другим Путём!
Человек в самом деле просто любит сказки, причем, как бы сейчас сказали 6+. И такое ощущение, что ему самому не хочется быть взрослым, общаться с другими взрослыми людьми. Все эти правила, полутона - то что мы зовем социализацией.
Вопль души крапивинского мальчика.
02.11.2020 в 12:21

Мы пойдем другим Путём!
интереса ради посмотрела на этого Ханова. 29 лет, 2 романа, повесть и с десяток опубликованных рассказов. Пишет острую мрачную сатиру, "интеллигентом быть стыдно".
делать такой обобщающий вывод о целом жанре по одной книге такого автора, который типа критику поперек всех кинков... почему это не удивляет
02.11.2020 в 13:16

Нет денег - нет революции
Tadanori, спорно. ИМХО автор во многом прав.
02.11.2020 в 13:44

Дама, приятная во всех отношениях
Вкусовщина))
Но вот Панорамный портрет цивилизации, главное достоинство которой в том, что её больше нет - это хорошо скзано
02.11.2020 в 17:35

Мы пойдем другим Путём!
fox for hired, в чем именно?
Сравнивая современную прозу с детскими сказками?
02.11.2020 в 20:34

Нет денег - нет революции
kate-kapella, на счет вкусовщины - согласен
Tadanori, то что будет ниже это именно вкусовщина и ИМХО. читать дальше

Может быть несколько сумбурно, но еще раз это ИМХО, на базе личного опыта, и некоторых наблюдений. Я не претендую на правоту, и даже не говорю, что подход автора изначального текста во всем правильный, я признаю его правоту лишь отчасти. Равно как и отчасти вашу правоту тоже признаю. Но лишь отчасти.
02.11.2020 в 20:34

Нет денег - нет революции
Tadanori, в догонку, избави вас читать того же "Пинокио" в оригинале, у Шано, был разбор этой сказки.
03.11.2020 в 09:15

Мы пойдем другим Путём!
fox for hired, я таки с вами соглашусь по всем пунктам. И могу только разделить ваши чувства.
Но в посте говорится не про то. Там на классику махнули рукой без подробностей.
В посте социальной прозе хоть классической, хоть современной, в противовес приводятся сказки (даже перечислены какие именно) и подростковая литература (тут сложно определиться, те же Стругацкие очень разноплановые). И какие выводы можно сделать на таком нелепом сравнении? Дайте нам романтического героя, презревшено условности? Вот вам приключенческая проза, берите. Порой в ней есть даже социальные моменты и очень глубокие.
Не хотите читать то, что пишут, там персонажи не такие, как хочется, так не читайте. Не ваш жанр. Или не ваш автор. Это я, конечно, не вам конкретно, а вообще. Я вот не выношу отечественные детективы и любовные романы. Но зачем их обличать, если можно просто не читать?
Если читатель берет в руки социальную прозу, он готов читать не про романтического героя с децким взглядом, а про обычного человека и обычное общество, про его проблемы и перепетии. Про условности, компромисы и цену, которую платят порой за пренебрежение ими.
03.11.2020 в 16:21

fox for hired,

Иначе говоря Достоевский будет актуален

Вот, кстати, да, мне "Бесы" уже после тридцати очень зашли )

Tadanori,

делать такой обобщающий вывод о целом жанре по одной книге такого автора, который

На самом деле, я ещё пробовал читать Кристину Гептинг (повесть "Плюс жизнь") — её тоже рекомендовали как современного молодого социального автора. Но её я вообще не осилил :nope:
03.11.2020 в 18:41

Нет денег - нет революции
Liquidator, после некоторых громких судебных заседаний и общения с "богхэмой", понимаешь что Щедрин вот "как вчера написал".
Tadanori, в таком контексте да.Я тоже свято исповедаю принцип "не хочешь не ешь", благо в старших классах с учительницей литературы повезло.


Касательно же именно современных авторов (книгам которых лет меньше чем мне, для меня это критерий современности автора) то всё вот вообще печально. Сколько не пробовал не заходило от слова совсем. Исслндования социальные легко, а вот прозу... Скажем так социалка до вьетнамской войны включительно мне оказываеться гораздо ближе. Ну если мы не берем фантастов, которые тоже умеют в социалку... Я в своей жизни прочел две страшные антиутопии одна это "Возвращение со звезд" - Лем, и Азимова ""В лето 2430 от Рождества Христова "... Так что касательно современной социалки тут. вот совсем никак, с другой стороны, как выше писал, "не заходит не читай"
03.11.2020 в 19:36

Мы пойдем другим Путём!
fox for hired, аналогично) с удовольствием прочту исследование (с поправкой на свой уровень чайника), но вот что-то художественное... Только я не могу сказать, что это авторы виноваты, хотя иногда очень хочется. Но я вижу каждый день людей, которые это читают, обсуждают и чего-то там возвышенное находят. Их немного, большинство что-то ищут в Вильмонт, Бушкове и Донцовой, но всё-таки.
А последняя социалка, которую я читала 0 "Случайная вакансия" Роулинг. Смотрела я на неё, как Ленин на декабристов...
Если говорить о антиутопии, которая напугала, то это как раз будет достаточно новая книга "Коммьюнити" Алексея Иванова. Антиутопии там еще только зачатки, правильней назвать книгу трагедией, но когда думаешь, насколько это близко к современности. Но вот тут скорее социалка с философией завернуты в мистический детектив, так что это не чистый образец жанра