- вопрос по мифологии древней Греции. нигде не могу найти за что наказан Харон, которого заставили перевозить через Стикс души умерших грешников. где-то проскакивала фраза, что за любопытство. но конкретно хотел бы почитать. нет информации (((
- Вы не сможете найти ответ на этот вопрос в древнегреческой мифологии -- его там нет. Во всём корпусе текстов, которые составляют наше представление о ней, это не описывается. Это ожидаемо ещё потому, что Харон не упоминается ни Гесиодом, ни Платоном.
Харон не греческое божество, его имя не является греческим по происхождению, оно не было введено в греческую мифологию традиционным способом. Этимология его имени не согласуется с лексической базой греческого языка, но с другой стороны сам образ Харона уже греческий. Это связано с тем, что, не получив персонификации в греческой культуре (как Гермес - Тот, например), Харон остался этимологически связан с египетским именем. Знание об этом было утрачено или не имело широкого распространения, потому делались и делаются традиционные попытки связывать его имя с греческими словами χαροπός (сверкающий взором, строгий и тд.) или χαροποιός (радующий). Это видно из развития его образа в культуре, где он меняется от демонического с ожесточенным, острым взглядом, до бородатого старика, которого при желании можно заставить сделать то, что тебе надо (как Геракл и Тесей, например). Вот этот путь внешнего образа уже чисто греческое явление, но сама суть этого психопомпа после заимствования осталась почти неизмененной.
Искать корни Харона надо в египетском божестве Дуата Херти (Hrty), известного со времен Древнего Царства. О египетском заимствовании писал Диодор (насколько я знаю, это единственное упоминание этого факта, но ему можно доверять). Херти в Среднем Царстве был ассоциирован с Акеном (Iqn), который стоя на корме лодки и управляя веслом, перевозил умерших в Дуат -- это тот же образ. Ни для Акена ни для Херти некое наказание не было причиной их положения и у Харона такового, насколько я понимаю, тоже нет, а глубокой ассимиляции этот образ в Греции не претерпел, потому о наказании Богов тут говорить нельзя.
Практика класть на уста умершего некий предмет (в случае с Хароном -- обол) имеет египетские корни. Эта практика обширна и её смысл намного глубже, чем образ платы за переход в иной мир -- это позднее поверхностное толкование. Изначально суть праобраза обола связана с египетскими и ближневосточными храмовыми традициями наложения печати на уста умерших посвященных жрецов, обязанных хранить тайну о загробном мире от тех, кто искал неправомерного общения с мертвыми. Выйдя из храмов в Среднем Царстве, как и многие другие, эта традиция распространилась, смысл был утерян, а позже получила уже такие толкования.
ivanov-petrov.livejournal.com/2299501.html?thre...

@темы: кладовка мифов, античность, имена