Не так давно в одном из пабликов в контакте прозвучала мысль на извечную тему -
"Как нам реорганизовать рабкрин" почему Испания промотала деньги, пришедшие из колоний, а не вложила их в себя, в свое собственное развитие. Мол, испанцы, аки агнцы божьи, старались защитить Европу от турецкой угрозы, на это тратили все силы и средства, защитили, но надорвались, денег не стало, и жизнь их покатилась по наклонной. То есть благородно пожертвовали собой, своим счастьем и благополучием на благо не оценившего этого "коллективного Запада".
На первый взгляд, так оно и есть, например тот же Лепанто обошелся испанской казне в более чем 12 миллионов флоринов (дукатов)*.
Но давайте смотреть в комплексе.
Турецкая угроза действительно была, и глупо ее сбрасывать со счетов. Другой вопрос, что Испания тратила свои деньги большей частью…. Сюрприз! – на борьбу за гегемонию в Европе.
Вы хотите примеров и ссылок? Их есть у меня.
читать дальшеНачнем конечно же с Карла нашего, Пятого, который оставил Филиппу II входящий долг в 16 миллионов флоринов (дукатов). Итак, откуда же Каролус Квинтус взял такой входящий долг? Да все очень просто – Итальянские войны. Согласно «The Italian Wars 1494-1559: War, State and Society in Early Modern Europe» под авторством Christine Shaw и Michael Mallett ежегодно содержание армии в Италии обходилось Карлу в 400 тысяч дукатов. Итальянские войны длились 65 лет, и путем нехитрого умножения получаем сумму в 26 миллионов дукатов. Как вы думаете, это борьба с турецкой угрозой? Не-а. Это борьба с Францией за гегемонию в Европе.
Испанская Армада обходилась королю Филиппу II в 172 тысячи дукатов в месяц в 1587 году, и в 300 тысяч дукатов в месяц в 1588 году (данные по Colin John Mackenzie Martin «THE EQUIPMENT AND FIGHTING POTENTIAL OF THE SPANISH ARMADA»
. Всего на Армаду было потрачено 15 миллионов дукатов. Ах да, стоит добавить, что таких Армад было три (1595, 1601 годы). Суммы сравнимы. Вот вам еще 45 миллионов дукатов. Потраченные далеко не на турецкую угрозу.
На войну за Португальское наследство Филипп II потратил 25 миллионов дукатов (Паркер «The Grand Strategy of Philip II»
.
Я не буду даже рассказывать что мятеж во Фландрии (траты на армию во Фландрии вообще крыли все расходы на борьбу с турками как бык овцу) и финансирование в Германии, я просто напомню, что согласно договору с де Гизами Филипп II решил их финансировать на 600 тысяч экю (6 миллионов дукатов) ежегодно (Сытинская энциклопедия). Это точно борьба с турецкой угрозой?
Ну а теперь о том, чтоб было на самом деле. По факту, Испания, прикрываясь для всей Европы фиговым листочком турецкой угрозы боролась за гегемонию в Европе. Ну по-нашему, по-екатериненски: «Без нас ни одна страна чихнуть не может». Это понял уже французский король Франциск I, который как раз и вошел в союз с турками, чтобы как-то противодействовать испанским амбициям. Более того, уже на следующий год после Лепанто Венеция, состоявшая в Священной лиге, предала Испанию, стала вести сепаратные переговоры о мире с Турцией. А главным связующим звеном Священной Лиги был папа Римский, а не король Испании и император Священной Римской Империи Карл V.
Таким образом, тезис – Испания благородно пожертвовала собственным счастьем и процветанием, чтобы спасти Европу от турецкой угрозы – не выдерживает критики. Испания потратила все силы и средства на борьбу за гегемонию в Европе, и стоит ли удивляться, что все обиженные и оскорбленные в результате объединились, и устроили ей сначала Вервенский мир (когда поползновения Испании на роль гегемона Европы фактически были прекращены), а потом и сражение при Даунсе и Рокруа, с которого начинается отсчет падения Испания в качестве супердержавы.
При этом, если поиграть в альтернативную историю, Испания вполне могла отказаться от гегемонистской политики в любой момент, это был всего лишь вопрос приоритетов.
Например, получив Португалию можно было отказаться от Фландрии. И вот уже не надо тратить деньги на поддержку в Германии и на борьбу с Англией. Просто поддерживай вялотекущую борьбу католиков и гугенотов во Франции, и на границе полный порядок.
Но Филиппу II нужен был мир, желательно - весь.
При этом - не забудем особенности вхождения чужеродных территорий в состав Испании.
В свое время к Испании присоединялись области и королевства совершенно на добровольной основе. В результате браков и развития династических связей были присоединены Каталония, Сицилия, Неаполь, Фландрия и т.д. В каждой новой присоединенной стране испанский король оставлял те свободы и обычаи, которые там были. Довольно часто во избежание недовольства местной знати даровались льготы и послабления в налоговой сфере. В то же время, поскольку чиновничий аппарат чаще всего оставался местным, не возникало ощущения себя винтиком большой Империи и причастности к Испании. Поэтому Португалия, Каталония, Неаполь и другие области вполне устраивали все блага внутри Империи, но они напрочь не хотели принимать участия в несении расходов на оборону, строительство государства и его институтов и т.д. Как пример - португальский парламент, который просто заблокировал введенные Оливаресом во время Тридцатилетней войны налоги, направленные на спасение португальской же колонии Бразилия от голландцев. Причем португальцы вполне серьезно считали, что коли король Испании объявил себя еще и королем Португалии, то он обязан сам заботиться об их благополучии и защите их владений, а португальцы могут для этого ничего не делать.
Таким образом основное бремя имперской ноши упало на Кастилию (собственно королевский домен), которая, как дизель в Заполярье, с натугой тянула всю эту громадную и страшную бюрократическую машину под названием Испанская империя. Тянула, пока не надорвалась экономически. И вот тогда выяснилось, что Кастилия не может более дать ни людских ни материальных ресурсов для проведения политики гегемона, Испания быстро скатилась в число второразрядных держав.
Собственно, это и есть во всей красе политика королей Испании от Карла V до Филиппа IV.
И особое место тут принадлежит именно Филиппу нашему, нумер Два. У авторов Drelichman&Voth есть куча статей на эту тему, например вот эта: "The Sustainable Debts of Philip II: A Reconstruction of Spain’s Fiscal Position, 1560-1598", так вот, согласно ей, Сталин принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой Филипп II принял Испанию с долгом в 19 миллионов дукатов, а оставил... с долгом в 68 миллионов дукатов.
Ну и напоследок. Рассказы о том, как "серебро Индий" убило испанскую экономику. Мол, Европа жила при недостатке серебра, а в Испании серебра было завались, поэтому - революция цен, Испания катится в УГ, а все остальные на испанские деньги процветают.
Согласно тем же Drelichman&Voth "серебро Индий" дало Испании в период 1555-1598 годов 56 622 000 дукатов (1, 3 тонны серебра). Всего из Нового Света в этот период было ввезено 16 тонн серебра.
При этом - проблема кризиса добычи серебра стояла перед Европой, но... в период примерно с 1370 по 1465 годов. Далее был открыт процесс ликвации, который позволил саксонские и тирольские меднорудные жилы при выплавке разделять на медь и серебро. Теперь сребромедную руду можно было добывать как на новых, так и на старых шахтах, и начался бум добычи серебра и меди, который достиг пика в 1540-х годах. Так вот, только Германия, Австрия, Богемия, Венгрия и Словакия давали серебра (см. https://www.economics.utoronto.ca/workingPapers/UT-ECIPA-MUNRO-99-02.pdf):
в период 1493 - 1520 г.г - 35 тонн в год.
в период 1520-1544 г.г. - 47 тонн в год.
В период 1551-1560 г.г. - доходило до 97 тонн в год.
Это мы сюда не добавляем Швецию, Далмацию, Италию, да те же небольшие серебряные рудники в Испании.
Этого серебра Европе не хватало, и импорт серебра из Сирии и Египта постоянно возрастал с 78,5 тонн в 1511 до 255 тонн в 1561-м.
Если же учесть, что довольно большая доля испанского серебра из Нового Света не покидала Нового Света, вернее - использовалась для закупок товаров в Китае и Азии (вот кто по настоящему воспользовался своей ситуацией!), то со всем правом можно сказать -участие американского серебра в промышленном убийстве Испании... ну если мягко выразиться... очень сильно преувеличено.
Такие дела.
*Здесь следует сделать пояснение. Флорин - золотая монета, весом в 3.53 грамма. Но поскольку столько золота не было даже у Испании, то ее заменили счетной единицей - дукатом (монеты такой фактически не было никогда). Изначально дукат считался равен 375 мараведи (монета весом в 0.26 грамма серебра, то есть дукат - почти 100 грамм серебра), однако позже, когда счетный дукат вошел в обиход, его приравняли к эквиваленту флорина в серебре. Золото на тот момент относилось к серебру, как 1 к 6.72, вот и получилось, что дукат - это 23,7-23,8 граммов серебра, фактически - талер или гульден. https://george-rooke.livejournal.com/1041454.html