По мнению ряда ученых, семейная жизнь в эпоху Средневековья была безрадостной и суровой, супруги не имели никакой духовной близости и мало общались, жена часто подвергалась побоям; повседневные «дисциплинарные» избиения жены и детей, которые в наше время завершились бы судебным разбирательством, никак не фиксировались, поскольку находились в рамках нормы. Иными словами, брак в Средние века представлял жесткую иерархию, и любой выход за ее рамки строго карался. Однако эту мрачную картину средневековой семейной жизни разделяют не все историки. Так, исследователи, занимающиеся историей семьи Пастонов или Марджери Кемп (ок. 1373 – ок. 1438), приходят к другому выводу: средневековый брак представлял собой, скорее, партнерство супругов, на которое, несомненно, влияли внешние ограничения (юридические и социальные), касавшиеся женщин, но лишь в какой-то мере. Относительное равенство супругов пошло на убыль в Раннее Новое время (конец XV – начало XVI вв.) и сменилось жесткой иерархией, соответствовавшей политическим, религиозным и экономическим воззрениям эпохи Постреформации (начало XVII-XVIII вв.), которые зачастую ошибочно приписывают Средневековью. Несомненно, «педагогическое» насилие в отношении домочадцев было в достаточной мере распространено, однако если наказание превращалось в истязание, это могло стать поводом для вмешательства и для суда. Решения, выносимые в пользу жертв семейного абьюза, свидетельствуют о том, что жена не всегда оставалась бессловесной жертвой тирана – во всяком случае, у нее было официально признанное право искать защиты и ненулевой шанс эту защиту получить. (Некоторые примеры, кому интересно, здесь и здесь.)
Исследования судебных отчетов, касающихся убийства одного из супругов другим, позволяют сделать любопытный вывод. По сравнению с современной статистикой, жено- и мужеубийств в XIII-XV вв. в процентном отношении совсем немного. Исследователи предлагают разные объяснения для этого феномена: например, что семья была внутренне так сплочена, что практически любые разногласия удавалось решить своими силами, не давая им дойти до «взрыва»; либо, напротив, что семья представляла собой слабо связанную группу лиц, в которой большинство конфликтов, не подпитываясь сильными эмоциями, потухали сами собой; или что, почуяв напряжение, к делу подключались «горизонтальные связи» - соседи, собратья по гильдии, приходский священник и т.д. – которые играли роль посредников и миротворцев, убеждая супругов не доходить до крайностей. Трудно с уверенностью утверждать, что муже- и женоубийства удавалось регулярно скрывать (синяки от побоев еще можно скрыть, а вот труп – проблематично); хотя, вероятно, некоторое количество такого рода преступлений сходило за несчастный случай. https://tal-gilas.livejournal.com/395873.html
Исследования судебных отчетов, касающихся убийства одного из супругов другим, позволяют сделать любопытный вывод. По сравнению с современной статистикой, жено- и мужеубийств в XIII-XV вв. в процентном отношении совсем немного. Исследователи предлагают разные объяснения для этого феномена: например, что семья была внутренне так сплочена, что практически любые разногласия удавалось решить своими силами, не давая им дойти до «взрыва»; либо, напротив, что семья представляла собой слабо связанную группу лиц, в которой большинство конфликтов, не подпитываясь сильными эмоциями, потухали сами собой; или что, почуяв напряжение, к делу подключались «горизонтальные связи» - соседи, собратья по гильдии, приходский священник и т.д. – которые играли роль посредников и миротворцев, убеждая супругов не доходить до крайностей. Трудно с уверенностью утверждать, что муже- и женоубийства удавалось регулярно скрывать (синяки от побоев еще можно скрыть, а вот труп – проблематично); хотя, вероятно, некоторое количество такого рода преступлений сходило за несчастный случай. https://tal-gilas.livejournal.com/395873.html